ОКЕАН МУДРОСТИ В ЗОЛОТОМ КУВШИНЕ

Те, кто находятся во власти мирских желаний, не могут плакать. Они плачут, когда сталкиваются с проблемой. Они всё время заботятся о своём теле, поэтому у них нет времени плакать о Кришне. Будьте осторожны! Некоторые целиком поглощены удовлетворением чувств: они переедают и собирают всё, что приносит наслаждение чувствам. В то же время они думают, что совершают бхаджан. Однако процесс не таков.

Однажды, приблизительно в три часа дня, когда Премадас Бабаджи закончил повторять харинаму и со слезами на глазах читал «Према-виварту», перед ним, предлагая ему саштанга-пранаму, распростёрся санньяси из Каши (ныне Варанаси). Санньяси продолжал лежать в поклоне, но Бабаджи Махарадж, целиком поглощенный «Према-вивартой», не видел его.

В «Према-виварте» Шри Джагадананда Пандит вспоминает, как он проводил время с Нимаем Пандитом в Навадвипе. Однажды они поссорились, и глубокой ночью Махапрабху нашёл его в слезах на берегу Ганги. Шри Чайтанья Махапрабху спрашивал Своих друзей: «Где Джагадананда? Наверное он сердится, поэтому до сих пор не вернулся». Джагадананда Пандит, охваченный любовным трансцендентным гневом, ни с кем не разговаривал и плакал, думая о Нимае Пандите. Махапрабху обнял его, слёзы покатились по Его щекам. Он сказал: «О Джагадананда, Я не могу без тебя». Джагананда Пандит успокоился, и вместе они пошли в дом Махапрабху. В своей книге Джагадананда Пандит говорит, что в его записях нет строгого порядка и хронологии, потому что он записывает свои воспоминания, как они к нему приходят.

Шрипад Мадхава Махарадж: В других книгах есть определённая последовательность, но в этой книге её нет.

Шрила Нараяна Махарадж: Бабаджи Махарадж был полностью поглощен книгой и думал о том, что вызвало гнев Джагадананды Пандита, и как Шри Чайтанья Махапрабху успокоил его. Мысли об этой лиле вызвали у него слезы. Через некоторое время Премадас Бабаджи вышел из медитации и, увидев, что перед ним в саштанга-пранаме лежит санньяси, воскликнул: «О Чайтанья! О Нитьянанда! Будьте милостивы ко мне!». Премадас Бабаджи был тринад апи суничена — смиреннее травинки, он стал громко плакать. Тогда Санньяси поднялся и сказал: «Я такой падший, почему же ты смеёшься надо мной? Я недостойный человек», — и вновь припал к стопам Бабаджи Махараджа.

Бабаджи Махарадж предложил ему асану (подстилку), чтобы сесть. Он был нишкинчана, кроме этой асаны из банановых листьев ему нечего было предложить своему гостю. Такими в те времена были ашрамы санньяси.

Бабаджи Махарадж спросил Санньяси: «Чем я могу служить тебе?» Санньяси Махарадж опустил свою камандалу (сосуд для воды) на землю. Этот сосуд был не из золота или другого благородного металла, а из сухой тыквы-локи. Он опустил свою камандалу и сказал: «Двенадцать лет я изучал санкхью, патанджали, вайшешеку, пурва-мимамсу, уттара-мимамсу, все упанишады и веданту Кришны-Двайпаяны Вьясадевы. Я целиком посвятил себя этому и принял санньясу в Каши от Сачидананды Сарасвати».

Санньяси Тхакур был очень образованным человеком. Он изучил все шастры, Веды, Упанишады, Веданту и ньяю. Он получил санньясу у возвышенного санньяси-адвайтавади.

Санньяси Махарадж продолжал: «Я побывал во всех святых местах: в Гималаях и в Южной Индии. Я повстречался с известными философами-маявади и санньяси и прошёл три стадии санньясы — кутичака, бахудхака и хамса».

Первая стадия санньясы называется кутичака. В этот период санньяси живёт в хижине и совершает бхаджан. Следующая стадия называется бахудхака, когда у преданного нет постоянного места, где он совершает бхаджан. Он странствует и пьёт воду из разных источников. Далее наступает стадия хамса. Чем она характеризуется?

Шрипад Мадхава Махарадж: Лебедь может отделить молоко от воды.

Шрила Нараяна Махарадж: Подобным же образом этот хамса-санньяси познал разницу между мирским и трансцендентным (парамартхика). Он отверг всё мирское и освободился от материальных желаний.

Санньяси Тхакур продолжал: «Я достиг стадии парамахамсы и с полной погружённостью повторял: ахам брахмасми, прагьянам брахма, сарва калвидам брахма, тат твам аси и “я — брахман, брахман, брахман”. Такова была моя духовная практика. Я следовал ей и считал, что познал брахман. Однако я не был удовлетворён».

Вьясадева написал множество шастр, таких, как «Махабхарата» и «Гита», но не чувствовал удовлетворения. Он разделил Веду на четыре части, написал Веданту и Пураны. Он был непревзойдённым знатоком этих писаний и, тем не менее, не был удовлетворён. Тогда Нарада милостиво явился ему и сказал: «Какая ценность в том, что ты написал? Ты нигде не прославил Верховную Личность Бога, Кришну, поэтому ты не чувствуешь удовлетворения. Погрузись в медитацию на игры Кришны и опиши Его славу».

В чём заключается эта слава? Кришна — это Парабрахман, но мама Яшода треплет этому Парабрахману уши. Этот Парабрахман играет с пастушками, борется с ними, и они побеждают Его. Кушая сладости, они сначала попробуют сами, а потом дают прасад Верховному Господу. Иногда Верховный Господь растирает стопы гопи и молит их: «До конца Своих дней Я в долгу перед вами. Я не могу отплатить вам».
— Написал ли ты об этом? — спросил Нарада.
— Нет, — ответил Вьясадева, — Я не знал об этом.
— Какой тогда смысл в том, что ты написал?
— Как мне узнать об этом?
— Молись и медитируй. Целиком вручи себя Господу — сарва дхармам паритьяджйа мам экам шаранам враджа. Мантра, которая заканчивается словом прачодаят, поможет тебе. Что значит прачодаят? Прача-удаят: «Молю, войди в моё сознание и яви мне Свою славу и сладость».

Нарада продолжал:
— Это истинная молитва. Возноси такие молитвы Господу и вручи себя Ему. Шрила Вьясадева полностью вручил себя Господу и погрузился в транс бхакти-йоги: бхакти-йогена манаси апашайа йасйа ваи суйа мане.

В своей медитации он увидел Парама-пурушу, Верховную Личность Бога, Пурнам-пурушу, полное проявление Верховного Господа. Что ещё увидел Вьясадева? Вместе с Кришной была Радхика и Её спутницы, сакхи. Он увидел Нанду Махараджа, Яшоду, всех сакхов-пастушков и бесчисленные стада коров. Он также увидел Вришабхану Махараджа, Киртиду и Шридама. В Пурнам-пуруше он также увидел Нараяну, Нрисимху, Раму, Калки и Ваману. Он увидел в Нём всю вселенную и в ней — всех джив. Дживы, забывшие Кришну, находились в тисках майи, во власти рождения и смерти, а те, кто нашли прибежище у сад-гуру, повторяли Святое Имя и памятовали о Кришне, постепенно приближались к Нему.

Шрила Вьясадева записал всё, что он увидел в своем трансе, и назвал это писание «Шримад-Бхагаватам». После этого Вьясадева обрёл удовлетворение. Вьяса позвал своего сына Шрилу Шукадеву Госвами и сказал ему: «Ты должен изучить это писание». И Шукадева Госвами, будучи атмарамой, — то есть он черпал удовлетворение в своей атме (самом себе) — изучил весь «Шримад-Бхагаватам».

Санньяси Тхакур был в таком же положении, что и Вьяса. Он сказал: «Я был большим знатоком Вед, Веданты и всех шастр, я повторял мантру ахам брахмасми. Брахман является анандамайа, то есть Он исполнен блаженства (ананды), но как я ни старался повторять мантру ахам брахмасми, я не ощутил и капли блаженства.

Однажды в Варанаси я повстречал святого вайшнава, который плакал и взывал: “Шри Кришна Чайтанья! Прабху Нитьянанда! Шри Адвайта! Гададхара! Шривасади Гаура-бхакта-вринда!” Он восклицал: “Будьте милостивы ко мне! О позор мне! Какой же я жалкий человек!” Слёзы ручьями лились из его глаз, он не мог сделать и шага. Я видел его лишь одно мгновение, но меня охватили экстатические чувства, природу которых я не могу объяснить. В душе я понимал, что чувства, которые он испытывал, несравненно выше, чем ахам брахмасми. В тот момент я не решился подойти к нему и спросить о чём-либо, потому что считал себя парамахамсой, погружённым в повторение ахам брахмасми, ахам брахмасми. О позор мне!

Через какоето время я понял своё заблуждение и стал искать этого вайшнава, но, к несчастью, не нашёл его. Я подумал, что поскольку он был вайшнавом, должно быть, он во Вриндаване. Я оставил всё — свою данду (посох) и камандалу, и стал искать этого вайшнава на узких улицах Вриндавана. Все вайшнавы, которых я встречал, тоже плакали и взывали: “О Кришна! О Враджендра-нандана-Шьямасундара!” Потом я вспомнил, что тот вайшнав взывал: “Шри Кришна Чайтанья! Прабху Нитьянанда!” Я подумал, что он может быть в Навадвипа-дхаме. Я отправился в Навадвипа-дхаму, чтобы понять, чем так славна эта обитель. Здесь услышал о твоей славе. Многие вайшнавы говорили мне: “Бабаджи Махарадж — очень возвышенная личность. Если ты хочешь услышать о Шри Кришне Чайтанье и Прабху Нитьянанде, прими прибежище Премадаса Бабаджи Махараджа в Годруме”». С этими словами Санньяси Махарадж заплакал и снова распростерся в саштанга-дандавате. Бабаджи Махарадж со слезами на глазах обнял его и воскликнул: «О Нитьянанда Прабху!» В это мгновение Санньяси Тхакур испытал неведомое прежде трансцендентное счастье.

Можно прочитать множество книг — тысячи и тысячи книг, собрать огромную библиотеку. Но поможет ли это собрать «библиотеку» таких переживаний? Что сделать, чтобы сердце растаяло? Это главное. Старайтесь следовать Шриле Рупе Госвами и Шриле Рагхунатхе дасу Госвами.

Сейчас я должен остановиться. Постарайтесь усвоить то, что вы услышали, и следуйте этому. Постарайтесь расстаться с ложным эго, камой, кродхой, лобхой, мадой, матсарьей и мирскими привязанностями. Громко взывайте: «Враджендра-нандана! Где Враджендра-нандана? Где Чайтанья Махапрабху? Где Рупа? О Рупа! О Санатана!» Таким образом, нужно продвигаться вперед. В этом состоит суть «Джайва-дхармы». Будьте как Санньяси Махарадж. Следуйте его примеру. Оставьте ваше изучение и мирское удовлетворение чувств и станьте как он. Постепенно мы обсудим это.

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,
«Подлинная жизнь души», цикл лекций по «Джайва-Дхарме» Шрилы Саччидананды Бхактивиноды Тхакура

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.