ЗАЧЕМ СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ ПРЕВОЗНОСЯТ ВТОРИЧНЫЕ ПЛОДЫ ПОКЛОНЕНИЯ ГОСПОДУ?

Лахири Махашая сказал:

—[…] Следуя пути карма-канды, человек повторяет мантру гаятри и совершает аналогичные действия с целью обрести безличное освобождение, в то время как слушание, повторение, памятование о Господе и другие составляющие вайдхи-бхакти должны выполняться без подобных корыстных мотивов. Однако когда шастры обещают какие-либо плоды практики хари-бхаджана, нужно понимать, что это делается для того, чтобы привлечь внимание обычных людей, не имеющих естественной склонности к преданному служению. В действительности, поклоняясь Господу Хари, человек призван обрести дар чистого преданного служения. Не существует другого, столь же достойного результата совершения хари-бхаджана. Главный плод практики вайдхи-бхакти — это рати (бхава), спонтанное стремление служить Господу.

Девидас сказал:

— Отец, ты говоришь о главном результате преданного служения, однако ты не можешь отрицать того, что анги (составляющие) вайдхи-бхакти приносят и вторичные плоды.

Лахири Махашая:

— Различные категории начинающих преданных обретают разнообразные вторичные (побочные) результаты. Однако истинные вайшнавы стремятся совершать садхана-бхакти только с целью достижения совершенной стадии преданности, известной как сиддха-бхакти. Те, кто не являются вайшнавами, выполняют те же самые анги бхакти (составные части преданности) с целью достижения двух главных результатов: исполнения их желаний, связанных с удовлетворением чувств (бхога), и обретения безличного освобождения (мокша). Внешне как те, так и другие выполняют одинаковые действия, совершая садхану (практику), однако их внутренняя шраддха (вера) различна.

Если, совершая арчану, поклонение Господу Хари, человек будет считать такое поклонение разновидностью кармы, он сможет обрести спокойствие ума, избавиться от болезней, обрести безличное освобождение или исполнить другие материальные желания. В то же время, считая поклонение Господу практикой преданного служения, человек обретет трансцендентный вкус к воспеванию Святого Имени, как единственный результат своей садханы.

Карми (люди, придерживающиеся принципов карма-канды) считают, что соблюдение поста в день экадаши призвано очистить их от последствий грехов, тогда как вайшнавы следуют этому правилу для того, чтобы усилить свою преданность Господу Хари.

Разница очевидна. Только по милости Господа можно понять тонкое различие между садханой, которая есть составная часть кармы, и садханой, которая есть непосредственная духовная практика (бхакти-йога). Материалистов привлекают вторичные плоды садхана-бхакти, тогда как преданные обретают результат первостепенной значимости. Все второстепенные плоды можно разделить на две категории: материальное чувственное удовлетворение (бхукти) и безличное освобождение (мукти).

Девидас:

— Зачем же тогда священные писания превозносят эти второстепенные плоды?

Лахири Махашая:

— В этом мире есть два типа людей: разумные и неразумные. Неразумные не склонны прилагать какие-либо духовные усилия, если их действия не принесут им быстрых результатов. Именно в расчете на таких людей писания превозносят вторичные результаты преданного служения. Однако шастры не даны для того, чтобы люди всегда оставались на этой низкой стадии, удовлетворенные ограниченными результатами. Шастры составлены таким образом, чтобы использовать интерес таких людей ко вторичным результатам религии и побудить их принять всеблагую практику преданного служения, в ходе которой они будут так или иначе общаться с садху, святым. И тогда, по милости садху, они откроют для себя истинную цель всех религиозных предписаний, к которой только и стоит стремиться.

Шрила Бхактивинод Тхакур

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.