ВСЕГДА ДУМАЙ ОБО МНЕ И ОТДАЙ МНЕ СВОЕ СЕРДЦЕ

Рассмотрим первое наставление этого стиха: манмана бхава — «всегда думай обо Мне и отдай Мне свое сердце». Это непростая задача. Если мы хотим сосредоточиться на какой-либо деятельности, необходимо вовлечь в нее все свои органы чувств: глаза, уши, нос и т.д. Если ум не сосредоточен на чем-либо, им трудно управлять. Иногда мы размышляем о чувственном наслаждении, а иногда думаем о Кришне. Таково обусловленное состояние. Однако высочайшей формой поклонения Господу является полная концентрация ума на лотосных стопах Бхагавана Шри Кришны. Когда же это станет возможным для нас?

На начальной стадии — стадии веры (шраддхи) невозможно сосредоточить ум на Кришне и отдать Ему свое сердце. Это невозможно даже на стадии вкуса (ручи). Только пройдя эту ступень, можно по настоящему начать отдавать Господу свое сердце. На уровне духовной привязанности (асакти), возможно отдать Кришне лишь половину своего сердца. Достигнув уровня экстатической преданности (бхавы), возможно отдать Ему уже три четверти сердца, и только на стадии полного проявления божественной любви (премы), Кришне отдают сердце полностью.

Гопи (девушки-пастушки) Вриндавана представляют собой идеальный пример погруженности в Кришну. Они самые возвышенные преданные Кришны, и их любовь к Нему несравненна.

Покинув Вриндаван, Кришна послал Своего близкого друга Уддхаву утешить их. Кришна напутствовал его: «Когда ты достигнешь Вриндавана, ты встретишь там гопи. У Меня нет никого дороже их. Они полностью отдали Мне свое сердце и не знают никого, кроме Меня. Из-за любви ко Мне они совсем забыли о нуждах своего тела. Можешь представить, каково их состояние? Они перестали есть, пить, совершать омовение, они не украшают себя, не меняют одежду и даже не расчесывают волосы. Тела их исхудали и ослабли. В своей любви ко Мне они забыли всех своих родственников: мужей, сыновей, друзей, братьев — и все, что принадлежит им самим. Всю свою любовь они отдали Мне. День и ночь они погружены в воспоминания обо Мне. О Уддхава, нигде в этом мире ты не найдешь подобной преданности. Жизнь едва теплится в них, и жизненный воздух вот-вот покинет их тела. Как долго гопи смогут оставаться в таком состоянии?

Я не знаю, можно ли еще спасти их. Поэтому поспеши и постарайся вернуть их к жизни. Передай им Мое послание и скажи, что Я непременно вернусь завтра или послезавтра. Надежда на Мое возвращение — единственное, что заставляет гопи поддерживать свою жизнь. Они будут думать: “Кришна пообещал приехать, Он не может обмануть”. Они держатся за эту надежду, как утопающий за тоненькую веточку. Если лишить их надежды, они расстанутся с жизнью. Так что поезжай скорее».

Гопи являют собой совершенный пример погруженности в Кришну сердцем и умом (ман-мана бхава). Очень трудно отдать кому-то свое сердце, но если он сам заберет его, это становится очень легко. Иначе мы просто не способны отдать сердце.

В «Катхаупанишад» (1.2.23) говорится:

найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахуна шрутена
йат эваиша врнуте тена лабхйас
тасйаиша атма виврнуте танум свам

«Кришна являет Себя лишь тому, кого Он избрал Сам. Довольный его служением духовному учителю, Кришна предстает взору этого преданного в Своем изначальном образе». Другими словами, Шри Кришна Сам выбирает того, кто Ему очень дорог, и зовет: «Иди сюда, Я заберу твое сердце».

Даже если мы действительно захотим отдать сердце Кришне, это очень трудно сделать, но стоит Ему Самому пожелать забрать наше сердце, это становится возможным. Поэтому нужно сделать свое сердце таким привлекательным, чтобы в Кришне пробудилось желание похитить его. Несомненно, сердце должно быть чистым во всех отношениях: если в нем остается хоть капля скверны, Кришна не захочет взять его. Но одной чистоты еще недостаточно.

Есть так много гьяни, чьи сердца чисты, однако Кришна равнодушен к ним. К чистоте необходимо добавить особый, притягательный для Кришны, аромат. Сердце должно наполниться экстатическим настроением служения в непосредственных отношениях с Кришной (бхакти-расой). Именно поэтому гопи Вриндавана столь дороги Ему — их сердца преисполнены этой бхакти-расой.

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,
«Суть Бхагавад-гиты»

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.