ВРЕМЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НА ПУТИ К ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ

В этом мире есть две категории людей: те, чей духовный разум пробужден; и те, чей духовный разум спит. Пробужденные к духовной деятельности очень редки в этом мире. В большей мере мир заполнен людьми второй категории. Среди таких «спящих» в духовном смысле людей самые лучшие это брахманы, и в следствие этого из всех типов обязанностей, предписанных для разных варн, обязанности брахманов, начиная с повторения мантры Гаятри, есть наилучшие.

«Духовно бодрствующие» люди именуются вайшнавами. Поведение вайшнавов и не-вайшнавов будет неизбежно отличаться. При всем при этом, принципы жизни вайшнавов не противоречат принципам смрити-шастр, которые составлены для того, чтобы регулировать поведение людей, относящихся ко второй категории. Несмотря на кажущееся различие, шастры всегда направляют нас к одной и той же цели; в этом заключается принцип их гармонии.

«Духовно спящие» люди в своем слепом следовании шастре способны воспринимать лишь закостеневшие и рудиментарные догмы, тогда как «духовно бодрствующие» извлекают лежащую в основе писаний живую, внутреннюю суть. Для них священные писания — близкие друзья. Они не считают, что обязанности, предписанные для разных категорий людей, направляют к достижению различных конечных целей. Невежественный брахман следует правилам писаний, чувствуя себя обязанным это делать, тогда как «духовно пробудившийся» вайшнав следует писаниям, движимый чувством спонтанной любви к Господу, не придавая значения тем предписаниям, которые могут встать на пути естественного устремления его души.

Для человека, неспособного это видеть, поведение вайшнава может показаться противоречащим принципам писаний, и потому обязанности, предписанные для невежественного человека, — иные, чем обязанности того, кто образован и духовно продвинут. Однако конечная цель и тех и других предписаний одна — спонтанная любовь к Кришне. Писания утверждают, что для человека ограниченного наиболее подходящим будет принять временные обязанности. Однако временные обязанности всегда несовершенны, ограничены, осквернены и неприятны. Хотя временные обязанности не являются непосредственной духовной практикой, они, однако, могут быть приняты в качестве материального средства, используемого для достижения конечной духовной цели. При этом необходимо всегда помнить, что если средство превращается в самоцель, оно теряет свою ценность и должно быть отвергнуто как бесполезное. Поэтому любое временное средство есть лишь не самодостаточная составляющая, неполный фрагмент плана достижения цели. Временные обязанности не будут совершенными, если их выполнение считать самодостаточной целью. К примеру, когда брахман повторяет мантру Гаятри или выполняет какие-либо другие обязанности своей варны, он должен следовать определенным правилам и делать это в строго отведенное время. Эти предписания не исходят из органически присущей его душе природы. Но если, исполняя подобные обязанности в течение длительного времени, он обретает возвышенное общение вайшнавов, тогда, пройдя через очищение своего сознания, такой удачливый брахман обретает редкий в этом мире дар — вкус к повторению Святого Имени. Он начинает воспевать Шри Харинам, посвящая себя чистой духовной практике. В этой ситуации повторение им мантр Гаятри и другие подобные действия перестают быть формой кармы, или предписанных ежедневных действий, направленных на обретение мирских плодов. Шри Харинам — полная и совершенная духовная практика. Что касается сандхья-ванданы и подобных действий, они есть лишь средство, ведущее к цели. Принимать их за самоцель — ошибочно. Святые учат тому, что временные обязанности косвенным образом направляют человека к конечной цели, поэтому они рекомендованы писаниями. Тем не менее в конечном итоге их следует оставить ради достижения высшей цели, ибо сами по себе они приводят человека к нежелательным последствиям. Высшая цель жизни есть абсолютная чистая духовная Истина, тогда как исполнение временных обязанностей связывает дживу с материей и материалистами. Временная религия воплощает в себе материализм. Вдобавок ко всему она создает избыток нежелательных последствий, и несчастная джива окончательно запутывается в сплетенной из них сети.

Шрила Бхактивинод Тхакур

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.