9 ступеней Бхакти

9 СТУПЕНЕЙ БХАКТИ -ЙОГИ

1. ШРАДХА – вера.
2. САДХУ-САНГА или общение с преданными.
3. БХАДЖАНА-КРИЙЯ – регулируемое преданное служение под руководством гуру.
4. АНАРТХА-НИВРИТТИ – освобождение от дурных привычек.
5. НИШТХА – устойчивая вера в преданное служение Кришне.
6. РУЧИ – вкус к преданному служению.
7. АСКАТИ -привязанность.
8. БХАВА – пробуждение духовных эмоций.
9. ПРЕМА – любовь к Богу.

9 ступеней бхакти
(БГ4.10 ком.; 7.30; 8. 28(конец ком.); ШБ 1.6.16; НП стр. 187 (вся книга)
Вначале должна быть вера. Затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Впоследствии он получает посвящение у духовного учителя и под его руководством следует регулирующим принципам. Таким образом он оставляет все нежелательные привычки и крепко утверждается в преданном служении. После этого у него развивается вкус и привязанность. Таков путь садхана-бхакти, выполнения преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно эмоции усиливаются, и в конце концов пробуждается любовь. Так в преданном, заинтересованном сознанием Кришны, постепенно развивается любовь к Богу.
Ч. ч. Мадхья 23.14-15

1. Шраддха — вера
Все начинается с веры, которая означает немного вкуса, небольшой интерес к философии и практике сознания Кришны. Затем, заинтересовавшись, человек начинает общаться с преданными, в результате чего возникает вера в процесс преданного служения. Преданные Господа, движимые состраданием, которое является естественным проявлением Бхакти в их сердцах, используют любые возможности, чтобы занять человека служением Кришне. На этой стадии вера еще неустойчивая. Она укрепляется, когда начинают появляться результаты.
Мы совершаем еще неосознанное преданное служение (агъята-сукрити), когда неожиданно для себя получаем общение с преданными, прасадом, Святым Именем, киртаном и т.д. Оно (агъята-сукрити) продолжает накапливаться, и одновременно в глубине сердца растет наше доверие к преданному служению. И к какому-то моменту сукрити накапливается столько, что мы уже приобретаем «Бхагавад-гиту» интересуемся писаниями, появляются вопросы. Видя преданных и их доброжелательные лица и настроения, мы постепенно проникаемся этими настроениями, нас начинает интересовать Бхакти.
Все это называется шраддха, или трансцендентная вера — семя преданного служения.

2. Садху-санга — общение с преданными
Благодаря шраддхе (вере) человек начинает общаться с преданными, и в результате такого общения его вера возрастает. Мы знакомимся с преданными, задаем им вопросы и получаем ответы, начинаем читать книги, вкушать прасад, повторять Харе Кришна мантру и следовать регулирующим принципам. Мы привыкаем использовать свои навыки, способности, средства или жизненный опыт, чтобы помогать преданным во служении Шри Кришне и обществу преданных. Иногда мы приходим на лекции духовных учителей и проповедников. Благодаря общению с преданным, который уже прошел этот путь, мы видим его результаты. Так наша вера растет, и к какому-то моменту она развивается настолько, что мы решаемся попросить одну из возвышенных личностей стать нашим духовным учителем и полностью вверить себя его наставлениям на пути домой назад к Богу. Мы получаем посвящение от духовного учителя и затем начинается следующая ступень.

3. Бхаджана-крия — практика преданного служения
Человек принимает прибежище у садху (гуру, святая личность) и под его руководством начинает практиковать садхана-бхакти (регулируемая стабильная практика).
Под руководством духовного учителя мы все серьезнее и серьезнее практикуем метод регламентированного преданного служения ваидхи-бхакти (регламентируемое преданное служение описанное в шастрах)
В начале наше преданное служение неустойчиво. Такое преданное служение называется аништхита-бхаджана-крия.
Вот некоторые возможные проявления этой неустойчивости, над которыми необходимо работать:
Утсаха-майа — ложная самоуверенность, ложный энтузиазм. Только что вступив на путь преданного служения, мы можем возомнить, что уже достигли совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного и называют утсаха-майей, или энтузиазмом дилетанта.
Гхана-тарала — резкие взлеты и падения. Иногда человек с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения).
Вйудха-викалпа — означает подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума. «Что мне лучше делать: порвать все прежние связи и знакомства или культивировать их, чтобы привести на путь сознания Кришны? Жить за счет распространения книг и прасада или работать? Что лучше: повторять, слушать или делать что-то практическое? А не заняться ли мне выполнением всех видов преданного служения, как Амбариша Махарадж? Когда наш ум постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется вйудха-викалпа, или метаниями ума. И одним из признаков этих непрерывных измышлений является то, что человек не думает о Кришне.
Вишайа-сагара — объявление войны чувственным наслаждениям. Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает наш ум и ослабляет его решимость постоянно служить Кришне, мы решаем раз и навсегда покончить со своими материальными привычками. Но зачастую наши попытки заканчиваются тем, что мы еще больше привязываемся к тому, от чего хотели бы отказаться. О таком человеке в «Шримад-Бхагаватам» (ШБ 11.20.27-28) говорится: «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, понимая, что удовлетворение чувств ведет к страданию. Но, несмотря на все его усилия, иногда он все же оказывается не способным совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться в совершенной ошибке и продолжать поклоняться Мне с любовью и верой».

Преданный понимает, что если он хочет прогрессировать в сознании Кришны, то он не просто должен привязываться к к какому-то пути отречения, но также должен отбросить саму идею наслаждаться в будущем тем, от чего отказался сейчас. Но это не означает, что нужно отрекаться внешне! Чистый преданный он отречен всегда внутренне, даже находясь в повседневной жизни. Процесс отречения происходит при правильной, стабильной практике.
На территории Бхакти отречение приходит само собой, как побочное явление.
Отречение не есть цель Бхакти-йоги.
Нийама-акшама — неспособность следовать принятым обетам.
Иногда мы принимаем решение: «С сегодняшнего дня я буду повторять такое-то количество кругов, и предлагать в день столько-то поклонов. Я буду постоянно служить преданным, прекращу поддерживать разговоры, не относящиеся к Господу, и буду всячески избегать общества людей, занятых разговорами на мирские темы». Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, мы не находим в себе сил следовать им, это называется нийама-акшарой, или неспособностью осуществить принятое решение. В отличие от вашайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийама-акшара проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.
Таранга-рангини — наслаждение материальными результатами преданного служения. Хорошо известно, что сама природа Бхакти исполнена притягательности, и потому преданный, являющийся обителью Бхакти, становится привлекательным для всех людей. Бхакти предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, почет и поклонение, которые являются сорняками, окружающими растение Бхакти. Стремление к наслаждению (ранга) этими тремя формами материального успеха, которые являются всего-навсего небольшими волнами (таранга) на поверхности океана Бхакти, называются таранга-рангини, или наслаждение материальными результатами преданного служения.
Но, несмотря на неустойчивость в преданном служении, мы строго соблюдаем обеты, данные духовному учителю при посвящении. Мы следуем четырем регулирующим принципам, повторяем минимум шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры на четках, стараемся избегать оскорблений. Встаем рано утром, проводим мангала-арати. Служим вайшнавам и стараемся распространять послание сознания Кришны невинным людям. Следуем правилам чистоты и правилам вайшнавского этикета. И тогда под воздействием такого «душа» мы начинаем очищаться от нежелательных привычек\ качеств, и этот процесс называется «Анартха-нивритти».

4. Анартха-нивритти — очищение от нежелательных привычек
Благодаря практике преданного служения нежелательные материальные привязанности начинают исчезать.
Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может и не одну жизнь) — здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить истинного духовного учителя, преданных-вайшнавов и Шри Кришну, а также стараемся избегать оскорблений и отказываться от нежелательных привычек, или анартх. Слово артха означает «богатство», «достояние», а, соответственно, анартха означает нечто нежелательное.
Анартха — значит все нежелательное, препятствующее проявлению естественной склонности к преданному служению. Сила привязанности к Кришне и преданному служению Ему обратно пропорциональна наличию анартх. В полной мере очищение от анартх и их следов происходит, когда преданный входит в личное общение с Кришной, когда, обретя прему, он оставляет свое материальное тело («Мадхурья-Кадамбини» стр. 43-46).
С наступлением этой стадии преданный неожиданно начинает замечать в себе массу ужасных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия, гордость. «Откуда все это взялось?! — в ужасе думает он. — «Ведь раньше всего этого не было». На самом деле все это было в нашем сердце. Только тогда пелена иллюзии была настолько густой, что мы не замечали это. Теперь, когда благодаря повторению Святого Имени и служению вайшнавам наше сердце немного очистилось, все это стало выходить наружу. Это подобно тому, как во время уборки пыль поднимается в воздух.
Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Бхаджана-рахасье» описал различные категории анартх, чтобы мы знали своих врагов и могли сражаться с ними.

1. Таттва-вибхрама — иллюзии в отношении духовной истины.
Иллюзии относительно своей собственной сущности.
Иллюзии относительно положения Верховной Личности Бога.
Иллюзии относительно метода садхана-бхакти, а также ее результата — према-бхакти.
Иллюзии относительно препятствий на пути преданного служения.

2. Асат-тришна — материальные желания.
Желания материальных объектов.
Желания достичь райских планет.
Желания обрести мистические совершенства.
Желания освобождения.
3. Апарадха — оскорбления
Оскорбления имени Господа.
Оскорбления формы Господа (при поклонении Божествам).
Оскорбления преданных.
Оскорбления обыкновенных живых существ.
4. Хридайа-даурбалйа — слабости в сердце.
Привязанность к объектам, не связанным с Кришной.
Обман или склонность придираться к другим.
Завистливость.
Желание славы.
Мы должны различать в себе эти анартхи, стараться избавиться от них и искренне молиться о милости Святому Имени.

5. Ништха — стабильность, твердая вера
Когда практически все нежелательное уходит из сердца преданного, его вера становится непоколебимой, и он строго и с великим вниманием следует садхане.
Постепенно благодаря практике преданного служения мы выходим из-под влияния низших стихий природы, страсти и невежества, и обретаем постоянство и устойчивость, стабильность в практике.
Мы ощущаем, что избавляемся от пяти видов препятствий, которые возникают под влиянием анартх и отвлекают нас от постоянной сосредоточенности на пути преданного служения.
Вот эти пять препятствий:

Лайа — тенденция засыпать во время джапы или лекций по «Шримад-Бхашаватам».

Викшепа — это склонность к беспокойству ума, когда мы переключаемся на мирские темы во время совершения преданного служения (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.).

Апратипатти, или безразличие ко всему духовному, означает возникающее время от времени нежелание совершать киртанам и другое служение, несмотря на отсутствие сонливости и беспокойств.

Кашайа, или греховные привычки, внутренняя тенденция впадать в гнев.
Испытывать жадность и гордость.
И, наконец, расасвада — вкус к материальным наслаждениям или неспособность сосредоточить внимание на киртане или любом другом виде служения при появлении возможности чувственных материальных удовольствий.
Ништха означает свободу от этих пяти пороков. Преданный, находящийся на этом уровне, возможно, еще не имеет сильной привязанности к преданному служению и еще не избавился от всех апарадх, или оскорблений Святого Имени. Но силой духовного разума, который дает ему Кришна, он в состоянии контролировать свой ум и заниматься чистым преданным служением практически 24 часа в сутки. Преданному, находящемуся на ступени ништха, присущи следующие возвышенные качества:

Смирение
Почтительно отношение к другим
Отсутствие гордости
Сострадание

Если мы доберемся до уровня ништхи, то практически большая часть наших привязанностей и ложных концепций уйдет.
С этого момента наше преданное служение становится естественным и спонтанным.

6. Ручи-вкус
Когда следование садхане (регулируемой, стабильной практике) становится твердым (стабильным), человек развивает подлинный, устойчивый вкус к преданному служению.
Ручи -это вкус к процессу, это еще не вкус к Шри Кришне.
Постепенно вера обретает форму вкуса к преданному служению — слушанию о Господе, пересказу услышанного и т.д., который настолько силен, что заставляет преданного забыть обо всем остальном. В отличие от предыдущих стадий, на стадии ручи постоянное повторение и слушание не вызывает у преданного ни малейшей усталости и, более того, он получает все большее и большее удовлетворение.
На этой стадии наше сознание почти полностью одухотворяется, а материальные аспекты «я» и «мое» отходят на второй план, и мы вспоминаем о них с отвращением.
Вскоре мы становимся подобными пчеле, вкушающей нектар сладкого плода «Шримад-Бхагаватам». Наша медитация становится непрерывной и свободной от материальных мыслей и образов. Не желая ни на минуту покидать общество преданных, мы слушаем и говорим с ними о нектарных играх Господа, наслаждаясь и неустанно прославляя их, забывая обо всем остальном. И нас не затрагивает внешняя привлекательность имени, качеств, форм, игр Господа и т.д. Например, нам все равно, насколько мелодия киртана приятна на слух, и обладает ли хорошими вокальными данными его ведущий. Мы все свое свободное время посвящаем проповеди, общению с преданными, распространению трансцендентной информации, литературы и служению лотосньм стопам вайшнавов, в уме принимая полное прибежище Шри Навадвипа-дхамы, не отличной от Шри Вриндавана-дхамы.

7. Асакти — привязанность к Господу
Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины, и единственным объектом нашего преданного служения становится Кришна, мы достигаем стадии асакти или любовной привязанности к Господу. Наши духовные качества проявляются в полную силу, а материальные лишь изредка. Наш ум спонтанно привлекается к темам, связанным с Кришной, и эта медитация становится очень глубокой. На этом уровне мы начинаем осознавать свою вечную форму и взаимоотношения с Кришной в духовном мире, как описывает это Господь Чаитанья в пятом стихе Шикшаштаки:
айи нанда-тануджа кипкарам
патитам мам еишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-папкаджа
стхита-дхули-садришам вичинтайа

«О сын Махараджи Нанды (Кришна), я Твой вечный слуга, и все же я попал в океан рождений и смертей. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти и дай мне место среди пылинок у Твоих лотосных стоп».
Все выше перечисленные ступени относятся к САДХАНА -БХАКТИ.
Далее следует Бхава и Према Бхакти.
Таким образом Бхакти бывает трех видов: Садхана-Бхакти, Бхава- Бхакти и Према Бхакти.

8. Бхава — экстатическая любовь к Богу
Представляет служение, исполняемое с искренним и горячим желанием удовлетво­рить Кришну, в конце концов, делает преданного достойным принять всю милость Господа. Эта милость нисходит в сердце преданного и начинает пробуждать дремлющее семя любви к Богу.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.