28 октября — БАХУЛАШТАМИ, ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ ШРИ РАДХА-КУНДЫ

Шри Радха-кунда находится в деревне Арита–гаон (прежде известной как Аришта-грам), в пяти километрах к северо-востоку от Говардхана и двадцати трех километрах от Матхуры и Вриндавана.
Радха-кунда – самое святое место в творении. За пределами материального мира есть духовное царство Вайкунтхи, над которым простирается Матхура, наивысшая обитель Господа. На Земле самая священная страна – Бхаратаварша (Индия), самым святым местом которой является Матхура. В пределах Матхура-мандалы Шри Вриндаван считается лучшим из святых мест, потому что здесь Кришна совершал Свою раса-лилу. Однако холм Говардхан превосходит всех, потому что это Сам Кришна, а самым святым местом на Говардхане является Радха-кунда. Все великие мудрецы и святые без устали поют славу трансцендентной Радха-кунде, неотличной от Шри Радхи, и Шьяма-кунде, неотличной от Шри Кришны.
В «Падма-пуране» говорится:
«Из всех гопи Шримати Радхарани – главная возлюбленная Шри Кришны, и потому ее кунда очень дорога ему».
Пураны полны описаний славы этих двух кунд.
В «Вараха-пуране» говорится:
«О Шри Радха-кунда! О Шри Кришна-кунда! Вы освобождаете от всех грехов и даруете редчайшую прему. Вновь и вновь я кланяюсь вам».
Во «Враджа-виласа-ставе» (53) Шрила Рагхунатха дас Госвами молится:
«С Радха-кундой не могут сравниться даже восхитительный Шри Вриндаван, где проходит танец раса и другие божественные игры, и Шриман Говардхан – место самых сокровенных любовных игр Божественной Четы, полных нектарной расы. Что тогда говорить об остальных местах во Враджа-мандале? Я принимаю прибежище у Шри Радха-кунды, которая Шри Мукунде дороже, чем собственная жизнь».
Некоторые считают Варшану местом самых возвышенных игр Шримати Радхарани, но согласно Госвами и подлинным источникам, это неверное представление. Господь Чайтанья сказал:
«Радха-кунда так же сладостна, как и Сама Шримати Радхарани, и точно так же велика ее слава» (Ч.-ч., Мадхья, 18.11) .
Несомненно, Варшана, Нанда-гаон, Гокула и Вриндаван с точки зрения таттвы одинаково трансцендентны, но с точки зрения расы между ними есть разница. В Гокуле Шри Кришна явил Свои детские игры, наслаждаясь ватсалья-расой, а во Вриндаване на Шарадия-пурниму танцевал в раса-лиле с гопи всех категорий: нитья-сакхи, прана-сакхи, прия-сакхи, парама-прештха-сакхи, а также шрути-чари-гопи и теми, что прежде были мудрецами, молившимися Господу Рамачандре. Покинув их всех, Кришна уединился со Шримати Радхарани и стал расчесывать ей волосы, растирать лотосные стопы. Даже сегодня во Вриндаване можно увидеть эти места. В Нанда-гаоне, где жили родители Кришны, или на Варшане, где жили родители Радхики, мадхурья-раса открыто проявиться не может. Там царят ватсалья-раса и сакхья-раса. Но Радха-кунда – это царство мадхурья-расы, и потому очень особое место. Все предшествующие ачарьи считали Радха-кунду самым святым местом во всех трех мирах. Оно недоступно Яшоде и Нанде или Вришабхану и Киртиде, а также всем друзьям Кришны за исключением прия-нарма-сакх, таких как Мадхумангал, Шридама, Субал, Арджуна, которые помогают Кришне встретиться со Шримати Радхикой. Но даже они не могут подойти к Радха-кунде ближе Шьяма-кунды. Радха-кунда доступна только самым близким подружкам Шримати Радхики: манджари во главе с Рупой Манджари и восьми главным сакхи – Лалите, Вишакхе, Читре, Индулекхе, Чампакалате, Тунгавидье, Рангадеви и Судеви.
Кунджи этих ашта-сакхи располагаются вокруг Радха-кунды, как это показано на карте и описано в «Говинда-лиламрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами и «Кришна-бхаванамрите» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
На Шри Радха-кунде Божественная Чета проводит Свою полуденную (мадхьяхника) лилу, без всяких препятствий предаваясь любовным усладам.

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Из книги «Паломничество во Врадж»

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.