Этика дхармического пути духовного развития

«Ты должен сделать добро из зла,
потому что его больше не из чего делать».
(Р.П. Уоррен)

Западное этическое наследие

В целом, подход к этике в Индуизме (Ведизме) сильно отличается от западного. Западная культура основана на смеси двух этических систем: первая пришла из библейского культурного контекста, а вторая – из Древней Греции.
Библейская система представляет собой набор правил этического поведения, которые были даны высшей силой, и быть нравственным означает подчиняться этим правилам. Если мы подчиняемся правилам, мы «хорошие», «хорошие люди» и будем вознаграждены на небесах, а если нет – мы «плохие» и после смерти будем наказаны. Таким образом, нравственность, по сути, связана с подчинением этой высшей силе. Мы все время оглядываемся: «Что я должен делать?» – здесь всегда присутствует идея «должен»: «Я должен делать это, но не делаю, значит, я “плохой”, я виноват». Мы становимся неуверенными в себе и тревожными, потому что всегда хотим знать: «Что я должен делать?»
В Древней Греции также существовал свод правил, но это были не заповеди, данные свыше: их создавали граждане. Представители народа собирались в органы законодательной власти и принимали законы для пользы и процветания общества (Демократия). Опять же, это принцип подчинения, где нужно следовать правилам. Если мы их соблюдаем, то становимся не просто хорошими с точки зрения нравственности людьми, но и «хорошими гражданами». Если не соблюдаем, мы «плохие» люди и должны заплатить штраф или сидеть в тюрьме.
Итак, наша западная этика представляет собой сочетание этих двух систем, которые основаны на подчинении правилам. Ведическая (Индуистская) этика совсем другая. Нас, западных людей, практикующих индуизм, это ставит в тупик, потому что нам хочется узнать, что с точки зрения индуизма мы «должны» и чего «не должны» делать. Поэтому, знакомясь с Ведическим учением об этике, мы часто понимаем его как библейские заповеди или юридические нормы.

Этика в Индуизме и отречение

Основа Индуистской этики совершенно иная: это главное учение Вед о четырех благородных истинах, или четырех фактах о жизни. В целом, жизнь полна лишений и трудна, но у этого есть причина, которую нужно устранить, если мы хотим избавиться от трудностей. В связи с этим учение Вед о карме объясняет, что причина наших страданий – в определенных видах поведения, и если мы не хотим страдать, нужно воздерживаться от таких поступков. Если нам все равно, сколько проблем мы себе создаем, тогда другое дело: можно идти напролом и поступать как прежде. НО Это вопрос личного выбора.
Веды не дают нравственных заповедей, подобных библейским и никогда не говорят: «Нужно делать так, иначе вы плохие». В Ведах говорится: «Поступая так, вы создаете себе проблемы. Если вы не хотите этих проблем – прекратите так себя вести». Т.е. согласно философии Ведизма, мы не становимся «плохими людьми» оттого, что продолжаем совершать действия, которые усложняют нам жизнь, и не становимся «хорошими» оттого, что так не поступаем. Если мы продолжаем делать то, что приводит к проблемам, значит, мы глупы, и это печально, а если перестаем – мы мудры. Вот и все.
Ведическая этика, таким образом, сильно связана с вопросом выбора: как нам поступать. Занимаясь восточными духовными практиками, мы развиваем созидательные качества, такие как отречение. Мы смотрим на свои проблемы и понимаем: «Это не очень-то забавно. Я больше этого не хочу», и с чувством отречения твердо решаем, что должны стать свободными от них, от проблем. Точнее, мы решаем освободиться сами: никто другой нас не освободит. А значит, нужно отказаться и от того, что создает проблемы: если прекратить создавать причины проблем, то и сами проблемы больше не появятся.
Например, не желая больше сталкиваться с проблемами, источник которых в нашей ненависти или навязчивой привязанности, мы отказываемся и от них и от их причин. Мы развиваем решительность: «Я собираюсь измениться. Я намерен отказаться от своего дурного характера и гнева. Я намерен отказаться от привязанности. Я попробую это сделать». Невозможно добиться успеха в дхармической духовной практике без намерения оставить разрушительные привычки.
Если мы повторяем тексты или мантры и выполняем ритуалы подношения (пуджи), но не собираемся отказываться от собственной привязанности или гнева, это вряд ли повлияет на разрушительные качества нашего характера. Если в повседневной жизни мы не используем положительные качества, которые развиваем во время пуджи, ритуал превращается в нечто поверхностное, чем мы занимаемся для развлечения, как будто смотрим каждый вечер телепередачу. И так, если мы действительно заинтересованы в освобождении от проблем, вопрос Ведической этики становится основным.

Метки:
Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.