Шри Санатана Госвами о Двараке

Шрила Санатана Госвами » Шри Брихад Бхагаватамрита»
Текст 37
Пока я жил в Двараке, все это время Господь щедро одаривал меня Своей удивительной милостью. Я купался в таких потоках величайшего блаженства, которые невозможно ни описать словами, ни объять умом; это не под силу даже чистому преданному Господа, в распоряжении которого будет целый день Брахмы.
КОММЕНТАРИЙ: Слава Кришны в Двараке столь велика, что ее не могут постичь ни величайшие из ученых, ни йоги-мистики. Приблизиться к этой славе своими речами и умом могут лишь чистые преданные, однако и это бывает очень редко.
ТЕКСТ 37
Говорится, что, получая освобождение, душа обретает наивысшее счастье. Если умножить это счастье в миллионы раз, оно сравняется с блаженством Вайкунтхи.
Если же удастся представить еще более великое счастье, то именно таковое можно испытать в Айодхье. Однако разве удастся кому-либо хотя бы начать описывать блаженство, рожденное в Двараке?
КОММЕНТАРИЙ: Те, кто стремится к безличному освобождению, считают, что наивысшее совершенство состоит в избавлении от материального бытия, а счастье, которое испытывает при этом душа, выше всего остального. Они не знают о том, что существует трансцендентный мир, и блаженство этого мира куда слаще, хотя вайшнавы открыто рассказывают об этом блаженстве всем, кто хочет их слушать.
Те из вайшнавов, кто обладает особой способностью проникать в суть вещей, знают и описывают еще более великое блаженство, которое можно испытать в царстве Господа Рамачандры в Айодхье. Но никакой логикой невозможно постичь наивеличайшее блаженство, которым Кришна и Его спутники наслаждаются в Двараке.
Великие мыслители, которые изучили Веды, размышляют о высшем счастье освобождения. Однако те из них, чей разум более утончен, понимают, что счастье безличного освобождения — это просто отсутствие материальных страданий, а потому должно существовать нечто более великое, а именно блаженство Вайкунтхи. Но далее они приходят к выводу, что выше блаженства Вайкунтхи ничего нет, иначе их логика оказалась бы несовершенной и допускала бы постоянное уменьшение разных уровней счастья. Тем не менее, в духовной обители Айодхье слуги Верховного Господа столь безраздельно преданы Ему и с такой решимостью стремятся доставить Ему удовольствие своим служением, что счастье там ощутимо глубже, чем на Вайкунтхе. Однако в Двараке счастье еще более сильно. Ни одному мыслителю не удастся найти методы для его анализа, но тем не менее, оно действительно существует. Оно не является порождением сентиментального ума, ибо многие заслуживающие доверия учители непосредственно ощущали его.
Текст 38
Поистине, с помощью ума или речи невозможно постичь блаженство, которое испытывает житель Двараки, обретший Господа своей жизни, которого он так долго стремился увидеть. Познать это блаженство могут лишь те, чьи умы достойны этого.
КОММЕНТАРИЙ: Те, чей разум силен, а вера в преданное служение Кришне, напротив, слаба, могут усомниться, что существует счастье более великое, нежели счастье Айодхьи.
Тем не менее, могут ли эти скептики, неспособные познать блаженство Двараки, утверждать, что оно не существует? В этом мире есть другие, более опытные люди, которые уже познали вкус этого блаженства. Несмотря на то, что словами и умом постичь трансцендентное блаженство дваракаваси практически невозможно, тем не менее, ради блага тех, кто стремится поклоняться Кришне, оно подробно описывается с помощью логических аргументов; такие описания пробуждают в людях энтузиазм к беспримесному преданному служению Господу. Подобно тому как преданные Айодхьи в своем сокровенном служении испытывают более великое счастье, нежели нараяна-бхакты на Вайкунтхе, преданные Двараки наслаждаются еще более великим блаженством, ибо близко связаны с Кришной настроением дружбы.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.