ШРИЛА БХАКТИСИДДХАНТА САРАСВАТИ ТХАКУР ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ

В этой небольшой статье Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада отвечает на вопросы учеников и гостей о сознании Кришны.

🔸ВопросЧто такое бхакти?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Бхакти — это вечная, естественная деятельность души; вечное достояние дживы, присущее ее сварупе, или природной сущности (т.е. когда душа не покрыта авидьей или майей). В сварупе души не существует иной деятельности. Иная деятельность свойственна противоположной природе, которая изменчива и эфемерна. Бхакти разрушает печаль, иллюзию и страх. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7, 3.9.6; «Бхагавад-гита», З.6)

Страх, печаль, заблуждение и т.п. появляются из-за двитиябхиннивеши, или страстного стремления к иной природе, которая отлична от Единого Существа, то есть Бога. Стремление к иной природе коренится в размышлениях о чем-либо кроме Кришны и Его объектов, то есть Его преданных. «До тех пор, пока люди не обретут единственно надежное прибежище у дарующих бесстрашие лотосных стоп Бога, они будут трудиться, боясь потерять свои богатства, тела, связи и друзей, будут горевать, когда потеряют их, будут желать вернуть их обратно, страстно стремиться к ним и т.д. А когда они снова обретут их, то окажутся под влиянием материальной привязанности к этим объектам, называемым анатма (то есть тем, что не связано с душой и относится к концепции «я» и «мое»)». В этом и заключается основная причина самсары.

Желание власти, возникающее из-за стремления к господству, противоречит преданности Богу. Если у человека много глистов, его тело не получает необходимого питания даже от большого количества богатой витаминами пищи. Подобным же образом склонности к карме и гьяне затрудняют естественную деятельность души.

🔸Вопрос: Вайшнавизм может принести определенную личную пользу, но какая от него польза для всего мира?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Это рассуждение неверно. Так можно сказать о тех, кто занимается арчаной, или ритуальным поклонением, но не о тех, кто совершает киртан, или прославляет Бога. Ритуалист выполняет обряды ради собственного блага, но тот, кто прославляет Бога, совершает служение для всего мира. Он служит всем существам во вселенной: птицам, зверям, людям, богам и даже деревьям, траве и камням. Это — высшее служение.

🔸Вопрос: Я не вижу, чтобы людям это нравилось.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Нет смысла ожидать, что привлечется много людей. Число людей, закончивших аспирантуру, очень ограниченно. Господь Кришна сказал; «Среди тысяч людей лишь один или несколько человек стремятся достичь самопознания, И даже среди тех, кто уже достиг совершенства, редко кто имеет истинное понимание Моей природы». Господь Шри Чайтанья Махапрабху разъяснил это, процитировав шлоку из «Бхагаватам»: «Даже среди сотен тысяч совершенных и освобожденных душ редко встречается тот, кто предан Господу Нараяне» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5). В мире господствует лукавство.

🔸Вопрос: Какое благо принес вайшнавизм миру?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Политики даже через тысячи эр не смогут принести миру и миллионную часть того блага, которое дали вайшнавы. Мы не советуем другим людям становиться такими же ограниченными сектантами, какими являются политики.

🔸Вопрос: Много ли людей знает о вайшнавизме?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Сколько человек закончило аспирантуру? Сколько родилось Ньютонов? Разумно ли останавливать развитие науки из-за того, что не появляется много таких профессоров, как Д.Ч. Босс?

🔸Вопрос: Как развить преданность Кришне?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Преданность Верховному Господу Кришне развивается, когда человек смиренно и внимательно слушает повествования об Его величии и т.д. от безупречных преданных слуг Бога, которые всегда заняты воспеванием Его славы. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7). Он — Вишну, поддерживающий вселенную. Саттва является главным элементом Его деятельности. Поскольку Он превращал мир в четану, оживляя его сознанием Кришны, то Его называют Кришна Чайтанья. Бытие живых существ лишено чайтаньи (осознанности). Для развития в них чайтаньи Он принял санньясу. И тем не менее, мы не обрели чайтаньи (не пришли в сознание). У чистого чайтаньи есть только одно свойство — бескорыстное служение. В шуддха-четане (чистом сознании) нет служения анартхам (тому, что не является истинной артхой, необходимостью, т.е. Богом). Есть только служение артхе. Кшатрии, вайшьи, шудры, и др. заняты размышлением о внешних природных объектах. Но те, кто постиг Брахман (т.е. истинные брахманы), не имеют подобных занятий. Служение Хари — их единственное занятие. Кшатрии, вайшьи и др. должны оказывать всестороннее содействие такому служению брахманов. Но служение Богу — это единственная обязанность всех живых существ.

🔸Вопрос: Все ли могут принять вайшнава-дхарму?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Вайшнава-дхарма — это единственная дхарма всех чит, живых существ, это единственная дхарма, свойственная истинной природе живого существа. Не надо называться христианином, мусульманином и даже индусом. Все должны стать вайшнавами. Все должны принять вечную дхарму живых существ, присущую нашей истинной природе. Боги, демоны, люди и даже птицы, звери, растения и камни должны стать вайшнавами. Им не нужно оставаться в своих нынешних формах. Шри Чайтанья Махапрабху сделал это: Он всех обратил в вайшнавизм — даже камни, траву, кусты, деревья, птиц и зверей. Во время путешествия в Южную Индию, проходя через лес Джарикханда, Ориссу и Бихар, Он обращал в вайшнавизм всех, кого встречал на пути. Он не позволял им оставаться погруженными в свое самомнение, которое противоречит их истинной природе.

Все шайвы, шакты, индусские еретики, патханы, буддисты, майявади, йоги, тапасвины и те, кто стремился попасть в рай и получить освобождение, становились вайшнавами. Единственным оружием Господа Чайтаньи был кришна-киртан. Кроме того, эти люди, приняв вайшнавизм и повинуясь воле Господа, сами становились гуру, совершали киртан и обращали в вайшнавизм всех, с кем общались. Шриман Махапрабху говорил им, что каждый человек, родившийся на земле Бхараты (Индии), должен помогать другим людям, и лучший способ делать это — громкая санкиртана. Санкиртана помогает всем существам обрести высочайшее благо, ведь один человек, который поддерживает тысячу людей, гораздо лучше того, кто заботится только о самом себе. Никогда не было и не будет в этом мире таких благодетелей, как Махапрабху и Его верные последователи. Другие блага — это обман, а вернее — большой вред. Но то благо, которое раздавал Махапрабху и Его последователи, — истинное, величайшее и вечное. Господь и Его последователи не обманывали людей рассказами о временных удовольствиях, которые непродолжительны и приносят вред другим, подобно тому, как выгода одной страны наносит ущерб другой. Махапрабху учил тому, что является высшим благом для всех живых существ, во все времена и во всех обстоятельствах. Он учил тому, что является благом для всей вселенной. Благо, даруемое Махапрабху, не причиняет никакого зла. Поэтому Его милость не порождает зла, а Его милосердие — величайшее. То же самое можно сказать и об Его преданных учениках. В этих утверждениях содержится величайшая истина. Это не пустые разговоры и не поэтическая фантазия.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.