ШРАДХА

Шраддха, вера, — это нитья-свабхава, вечная природа дживы. Вера в необходимость выполнения обязанностей, предписанных системой варнашрама-дхармы, не возникает из вечной природы дживы; ее источник — временная природа дживы. К этому заключению приходят все писания. В «Чхандогья-упанишад» (7.19.1) говорится следующее: «Санатана Кумар сказал: „Только когда человек обретает шраддху (веру), он может обдумать и понять какой-либо предмет. Без шраддхи человек не будет способен на это. Воистину, только имеющий веру способен что-либо понять, поэтому тебе необходимо в особенности спрашивать о том, что есть шраддха“». Тогда Нарада Муни сказал: «О господин, я хочу знать все о шраддхе».

Некоторые философы считают, что шраддха есть вера в слова Вед и духовного учителя. Хотя это определение правильное, тем не менее оно не до конца ясное. В нашей сампрадае понятие «шраддха» определяется следующим образом: «Шраддха — это особое проявление в сердце, устремляющее все помыслы человека в направлении чистого преданного служения, полностью свободное от стремления к плодам кармы и гьяны и желаний, не направленных на удовлетворение Кришны» («Амная-сутра», 57).

Если садхака будет постоянно слушать наставления садху в обществе святых преданных, в его сердце обязательно возникает твердая убежденность в том, что, только приняв прибежище у лотосных стоп Господа Хари, он сможет обрести высшее благо, а методы кармы, гьяны или йоги никогда не смогут помочь ему в этом. Когда возникает такая убежденность, необходимо понимать, что шраддха, вера в священные писания, Веды и в слова Гуру, утвердилась в сердце садхаки (практикующего). Природа шраддхи описана в нижеследующей сутре: «Высшее проявление шраддхи известно как шаранагати — предание себя Господу» («Амная-сутра», 58).

Шаранагати описывается следующим образом: «Существует шесть признаков шаранагата-бхакты, человека, предавшегося Господу. Первые два — анукульясья санкалпа и пратикульясья варджанам. Преданный думает: «Я буду делать только то, что благоприятно для чистого бхакти, для чистого преданного служения, и буду отвергать все, что препятствует этому, — это называется санкалпа или пратьягья, торжественная клятва. Третий признак — ракшишьятити вишвасо: я всегда буду верить в то, что Господь защитит меня во всех обстоятельствах; Бхагаван — мой единственный защитник, и мне нет нужды занимать себя знанием, йогой и другими видами садханы, — такова моя вишваса, степень моего доверия к Господу. Четвертый признак — гоптритве варанам, я всегда буду верить в то, что Господь обеспечит меня всем необходимым; я не смогу обрести ничего с помощью собственных усилий; я не смогу также поддерживать свою жизнь, полагаясь на кого-либо другого. Я буду служить Бхагавану, насколько это в моих силах, и Он, несомненно, позаботится обо мне. Таков смысл любовной зависимости. Пятый признак — атма-никшепа, предание: я принадлежу Кришне; мой долг — исполнять Его желания. Таков смысл атма-ниведанам, предания себя. Шестой признак — карпанья, скромность: я очень незначительный, падший и бесполезный. Таков смысл карпаньи или даиньи, смирения».

Когда все эти настроения соединяются вместе и утверждаются в сердце, рождающаяся в нем при этом устремленность называется шраддха. Джива, имеющая такую трансцендентную шраддху, обретает право совершать бхакти (преданное служение). В этом состоит первая стадия пробуждения свабхавы дживы, ибо такая шраддха является неотъемлемой частью вечной природы чистых, освобожденных душ. Все остальные виды свабхавы — временные.

Шрила Бхактивинод Тхакур

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.