0 Comments

СВЯЩЕННАЯ РАКОВИНА
Мантра призывания энергии раковины

ШАНКХ ГАЯТРИ
Шанкха Гаятри Мантра (Значение)

Ом, Мы медитируем на Раковину Господа Вишну, рожденного в утробе цветка лотоса, Пусть Раковина Господа Вишну осветит мой ум.

Ежедневное повторение Шанкха Гаятри мантры приносит преданному удачу, здоровье и процветание.

Молитва раковине (санкха-стути)

швам пура сагаротпанно
вищнуна видхртах каре
манитах сарва-деваташ ча
панчаджнйа намо ‘сту те

О, Панчаджанйа, пожалуйста, прими мою пранаму.
В древние времена ты
родилась из океана и была охвачена лотосной рукой Господа Вишну. Таким
образом, ты почитаема всеми богами.

тава надена джптута
витраейанти сурасурах
шашанка -йута -дпптабха
панчаджанйа намо ‘сту те

О, Панчаджанйа, услышав твой рёв, горы, облака, боги и демоны дрожат в
страхе.
Твоё сияние как сияния тысяч лун. Я предлагаю пранаму тебе.

гарбха деваринаринам
вилайанте сахасра-дха
тава надена патале
панчаджанйа намо ‘сту те

О, Панчаджанйа, Я предлагаю пранаму тебе.
Твой рёв разбивает па тысячи частей
утробы жен демонов на низших планетных системах.

ШАНКХ

Шанкха происходит от двух санскритских слов «Шум», которые означает что-то хорошее, а «Кхам» означает воду.
Его благоприятный звук считается отгоняющим злых духов, отвращающим природные катастрофы и распугивающим вредоносных сущностей.
Следовательно, «Шанкам» означает «Раковина, в которой находится священная вода».

Согласно ведическим писаниям, Шанкха — один из самых благоприятных объектов, появившихся из моря во время Кшира Сагара Самудра Мантана.
Следовательно, он считается братом богини Лакшми, владычицы богатства. Большинство богов и богинь держат Шанкху в своих руках. Шанкх — один из девяти благоприятных объектов — Наванидхи — Куберы, владыки богатства.
Раковина считается обителью нескольких богов и богинь: Брахмы на сиденье (шанкхапитха или шанкхадхара), Сурья в середине и Чандра на вершине. Справа сидят Адитья, Варуна, Сома, Ваю и Агни. Шанкхой правят боги-близнецы Солнце и Луна, а Варуна — его божество; позади раковины — Праджапати, а перед рекой Богини Ганга и Сарасвати.
Так что даже посмотреть на раковину или прикоснуться к ней означало бы искоренение грехов, как тьма, исчезающая с восходом солнца.

Шанкха используется для излияния воды, известной как Шанходака, перед мурти или для обряда омовения монарху, известному как Шанкха-снана.
Шанкха пуджа обязательна в ведических пуджах.
Шанкха — один из четырех атрибутов, которые Вишну держит в своих руках. Следовательно, следует поклоняться Шанкхе.
Согласно тантрическим верованиям, Шанкха отгоняет злых духов и спасает от бедствий.
Ежедневное повторение Шанкха Гаятри мантры приносит преданному удачу, здоровье и процветание

АЮДХАПУРУША

Аюдхапуруша — антропоморфное изображение божественного оружия в индуистском искусстве. Иногда аюдхапуруши рассматриваются как частичные воплощения своих божественных владельцев.
Аюдхапуруша обычно изображается как двурукая фигура, предписанная для показа с каранда мукутой (конической короной).

Пол персонифицированного оружия определяется полом оружия на санскрите . Суффикс «пуруша» (мужчина) добавляется к мужскому оружию, а «деви» (богиня) — к женскому.
Оружие Шакти , Хети (оружие, подобное топору) и Гада (булава), особенно Каумодаки (булава Вишну), Дханус / Дханушья (» лук «) женщины.

Чакра , особенно Сударшана Чакра Вишну (диск Вишну), Шанкха («раковина»), Падма (лотос), Анкуша (слоновий рог), Паша (петля), Трисула (трезубец), ваджра (молния), Хадга (меч), ​​Данда (скипетр или дубинка), Бана / Шара («стрела») и Бхинди (праща) изображены мужчинами.

Шанкха

Ша́нкха (санскр. Śaṇkha) — ритуальный предмет в форме морской раковины больших размеров, а также священный символ в индуизме и буддизме.
Особенностью ритуальной или священной раковины, является её закручивание вправо по часовой стрелке.
В индуизме раковина олицетворяет благословение, является атрибутом Вишну и символом первичного звука, «Нада-Брахма» (звука дыхания Брахмы), из которого возникла Вселенная.
Вайшнавская раковина почитается как благоприятный священный предмет.
Из-за водного происхождения раковины и её некоторого внешнего сходства с вульвой(йони) она рассматривается как символ плодородия или плодовитости.
Священная раковина защищает её владельца от зла, помогает бороться с демонами, наделяет мощью и призывает божественные силы. Считается, что раковина обеспечивает защиту от сглаза, а сама она является объектом поклонения.
Звук раковины, когда её использовали как духовой инструмент, возвещал начало и завершение битвы.
Раковина широко употребляется в ритуальном обиходе индуистов.
В частности, она стала одним из инструментов, с помощью которых призывают божество.
Звук, исходящий из раковины, открывает или закрывает богослужение в индусских храмах.

Физическое происхождение раковин

Раковина турбинелла пирум

Раковины, используемые для ритуального поклонения и изображения божеств, являются раковинами брюхоногого моллюска , хищной улитки турбинелла пирум.
Это крупные раковины длиной до 22 см.
Своё название они получили из-за схожести формы раковины с плодом груши.
Это крупные и прочные раковины, как правило, жёлтого или коричневого цвета.
Они имеют блестящую и немного прозрачную поверхность.
Раковины добываются в Индийском океане на малых глубинах, прежде всего, на Юго-Восточном побережье Индии и Шри-Ланки.
В индуизме наиболее востребованы крупные раковины белого или жёлтого (солнечного) цвета с прямым и острым сифональным выростом.
Почти у всех брюхоногих моллюсков Индийского океана раковины закручиваются вправо (по часовой стрелке), они называются дексиотропными.
В редких случаях раковины закручиваются влево, называют синистральньми (англ. sinistral). В Индии их особо почитают и называют «дакшинаварти шанкха» (англ. dakshinavarti shankh).
Обычные раковины, которые естественным образом закручиваются влево, известны как вамаварта (англ. vamavarti shankh)[8].

Шанкха в индуизме

Иконография

В Древней Индии раковины ассоциировались с матриками (богинями-матерями), любовью и браком.
Раковина являлась атрибутом богинь-защитниц, прежде всего, триматрик (Брахмани, Махешвари, Вайшнави), а также Индрани.
По мере развития вайшнавизма раковина как священный атрибут стала одним из символов Вишну.
Сегодня шанкха является одним из ключевых атрибутов Вишну.
На большинстве изображений или в изваяниях Вишну можно увидеть, что он держит в руке шанкху наряду с Сударшаной, лотосом и булавой. На изображениях Вишну, относящихся к IV веку, шанкха держится на указательном пальце божества, который вставлен в отверстие раковины.
В последующем Вишну держит шанкху зажатой в ладони или между пальцами.
Однако изображения шанкхи с пальцем в раковине сохранялось вплоть до XII века, особенно в Непале.
Земные воплощения Вишну, такие как Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха, также держат шанкху.
Кришна обладает шанкхой, известной как «Панчаджанья»
Ряд ипостасей Вишну имеют шанкху, к ним относятся Кешава, Мадхусудхана, Дамодара, Баларама и Вамана.
Региональные формы Вишну, такие как Джаганнтаха и Витхоба, нередко изображаются держащими шанкху.
В традиции индуизма Будда признаётся девятым из десяти воплощений Вишну.
Помимо Вишну шанкху изображают и у других божеств.
В частности, раковина может присутствовать у бога солнца Сурьи, царя неба и дождя Индры и бога войны Карттикеи, богинь Вайшнави и Дурги. Аналогичным образом Гаджа-Лакшми держит шанкху в правой руке и лотос в левой.
В ряде случаев шанкху персонифицируют как Аюдха-пурушу ( или человека-спутника Вишну.
На барельефах и в скульптурах он изображается как мужчина, стоящий возле Вишну или его аватара.
Он принимает форму Шанкха-пуруши, который держит раковины в обеих руках.
В храмовых комплексах шанкха вырезается на каменных столбах храма, его стенах и башнях (гопурамах).
Город Пури называют Шанкха-кшетрой и изображают на картах как ракушку с храмом Джаганнатха в центре.

Символизм

Ранний индуизм разделял раковины по половой принадлежности. Круглые раковины с толстыми стенками считались мужскими, или пуруша, а небольшие раковины с тонкими стенками считались женскими, или шанкхини.
Деление индуистского общества на четыре касты применялось к раковинам.
Гладкие белые раковины представляли касту священнослужителей, или брахманов, красные раковины — касту воинов, или кшатриев, жёлтые раковины — касту торговцев, или вайшьев, а неяркие серые раковины представляли касту разнорабочих, или шудр.
Дальнейшее разделение делается между обычными раковинами, которые естественным образом закручиваются влево и известны как вамаварта, и более редко встречающимися раковинами, закручивающимися вправо, которые известны как дакшинаварта и считаются самыми благоприятными для ритуального использования.

В священных текстах индуизма шанкха ассоциируется со славой, долголетием, процветанием и очищением от грехов.
Будучи водного происхождения, раковина олицетворяет женское плодородие (в тантре) и связана со змеями (нагами).
Звук, исходящий из раковины, когда в неё трубят, символизирует священный звук «ОМ».
Звук расходится в пространстве, а Вишну, держащий шанкху, представляется в образе Повелителя пространства.
Согласно Брахмавайварта-пурана, шанкха является местом обитания Вишну и Лакшми, поскольку раковина пребывает в океане, как и божественная пара в водах первозданного молочного океана.

Мифология

Брахмавайварта-пурана описывает происхождение раковин.
Господь Шива бросил в демонов свой трезубец, который сжёг их мгновенно божественным огнём.
Пепел демонов улетел в мир, и из него возникли ракушки.
Одна из историй Брахмавайварта-пуран гласит, что аватара Вишну по форме Матсья убил демона по имени Шанкхасура.
В эпосах Рамаяне и Махабхарате шанкха неоднократно упоминается.
В Рамаяне Лакшмана, Бхарата и Шатругхна рассматриваются как воплощения, соответственно, Шеши, Сударшаны и Шанкхи, а их старший брат Рама — как воплощение самого Вишну.
В Махабхарате каждый из пяти братьев пандавов обладает священными раковинами.
Они имели собственные имена: Ананта-Виджая (Юдхиштхира),
Пундра-Хаджа (Бхима), Девадатта (Арджуна),
Сугхоша (Накула), Мани-пушпака (Сахадева).
Испускающая огонь раковина Кришны была названа Панчаджанья, что означает «имеющая власть над пятью классами существ».
Её победоносный звук наводил ужас на врага.
Как военный рог раковина подобна современному горну — как символ могущества, власти и превосходства.
Его благоприятный звук считается отгоняющим злых духов, отвращающим природные катастрофы и распугивающим вредоносных сущностей.
В прошлом шанкху использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы.

Шанкха в поклонении

В раковину трубят в ходе индуистских храмовых или домашних ритуалов.
В частности, перед началом пуджи, даршана или в завершение поклонения, в ходе арати, когда огонь преподносится божеству.
Кончик раковины отпиливается, чтобы образовался мундштук, а закручивающийся вправо поток воздуха создаёт звуковой символ первичного дыхания Вселенной.
Считается, что звуковые вибрации оказывают положительное влияние на окружающее пространство и изгоняют злых духов.
В ходе ритуала абхишека мурти Вишну омывается из раковины. Согласно Падма-пуране, омовение Вишну коровьим молоком равносильно выполнению миллиона огненных жертвоприношений. Омовение Вишну водой из реки Ганг освобождает верующего от одного цикла рождения и смерти.
Падма-пурана провозглашает: один простой вид раковины рассеивает все грехи, как солнце рассеивает туман.
Раковина, помещённая на небольшую подставку-треногу, служила сосудом для освящённой жертвенной воды на пуджах и ритуалах, она известна как шанкха-патра.
Порошок раковины используется как лечебный препарат в индийской аюрведической медицине, где он в основном применяется для лечения желудочных заболеваний.

В вайшнавизме символ шанкхи ставится раскалённым металлом на теле последователя.
В шри-вайшнавизме ритуал проводится только один раз в жизни во время инициации, когда учитель посвящает ученика в мантру.
.Металлические штемпели из золота, серебра или меди с изображением атрибутов Вишну нагреваются на углях в ходе хомы (яджны).
Затем ими прижигают некоторые участки тела, после чего на коже остаётся узор от ожога.
Взрослым мужчинам отпечатки атрибутов могут проставляться в пяти местах на руках и груди.
Женщинам и детям они ставятся только два раза на руках. «Тапта мудра дхарана» пользуется среди верующих индусов популярностью и проводится санньяси из Мадхва-сампрадаи в храмах Кришны ежегодно.
В Индии считается, что ритуал оказывает положительное влияние на нервную систему и активирует чакры.

Раковины в традиции индуизма

Шанкха в буддизме

Ранние буддисты переняли его как символ верховенства учений Будды. В буддизме раковина символизирует бесстрашие Будды в провозглашении истины Дхармы и его призыв к пробуждению и работе на благо других.
Один из тридцати двух главных знаков тела Будды — это его глубокий и звучный голос, подобный звучанию раковины и оглашающий все десять направлений пространства.
В иконографии знак представляют три изогнутые, подобные раковинам, линии на шее Будды.
Как один из восьми благоприятных символов белая раковина обычно изображается вертикально, зачастую с шёлковой лентой, обвязанной вокруг нижнего сужения. Её закручивание вправо обозначается изгибом и открытым «ртом», который направлен вправо. Раковина также может появляться в горизонтальном положении, служа вместилищем для ароматических жидкостей или духов. Как атрибут в руках раковина символизирует провозглашение Будда-дхармы как аспекта речи. Раковина обычно изображается в левой руке, руке «мудрости» божеств.

Как буддийская чаша для подношений раковина обычно наполняется шафрановой водой, или водой, ароматизированной пятью благоуханными субстанциями: шафраном, сандалом, мускусом, камфорой и мускатом.
Также в качестве жидкостей для «раковины духов» (санскр. shankhanakha) в Индии используется розовая вода.
Как и многие целебные субстанции или травы, применяемые в тибетских тантрических ритуалах, вода из природного источника должна быть набрана девственницей или ребёнком предпубертатного возраста.

Википедия site:360wiki.ru

ТЕКСТ 25

тва йтудхна-праматха-прета-мт-
пича-випраграха-гхора-дшӣн
дарендра видрвайа кша-пӯрито
бхӣма-свано ’рер хдайни кампайан

твам — ты; йтудхна — ракшасов; праматха — праматхов; прета — претов; мт — мат; пича — пишачей; випра-граха — и призраков брахманов; гхора-дшӣн — тех, чей взгляд ужасен; дарендра — о Панчаджанья, раковина Господа; видрвайа — прогони прочь; кша-пӯрита — наполненная дыханием Кришны; бхӣма-свана — грозно звучащая; аре — врагов; хдайни — сердца́; кампайан — содрогающая.

О лучшая из раковин, о Панчаджанья! Ты красуешься в руках Господа Кришны и всегда наполнена Его дыханием. Твое грозное звучание заставляет в ужасе содрогаться сердца ракшасов, праматхов, претов, мат, пишачей и призраков брахманов, чей взор наводит страх. Прогони же, прогони прочь моих врагов!

ИСТОРИЯ РАКОВИНЫ ПАНЧАДЖАНЬЯ

Панчаджанья.

Когда Шри Кришна закончил обучение в ашраме Своего гуру, Он спросил у учителя и его жены, какую гуру-дакшину они хотели бы от него получить. Тогда они попросили Кришну вернуть им утонувшего в океане сына; они хотели видеть его живым и здоровым. Шри Кришна узнал от Варуны, повелителя вод, что сын Его гуру был съеден демоном Панчаджаньей, который обитал в океане, приняв облик улитки. Когда Шри Кришна убил Панчаджанью, Он обнаружил, что в животе асура мальчика не было. Тогда Он отправился в Махакалапури и уже оттуда привёл к Своему гуру его потерявшегося сына. Так Кришна заплатил гуру-дакшину. Забрав Себе панцирь демона Панчаджаньи, Шри Кришна стал использовать его как раковину.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.