ЧТО ТАКОЕ ЯГЬЯ, ИЛИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ?

Это будет последняя наша с вами тема, последнее, что нам нужно будет унести. Я вас не перегрузил еще? Что нам нужно будет как-то попытаться понять, чтобы понять сам смысл или символику, которая положена в название нашего семинара – «Как сжечь карму?». Кришна говорит, что ее можно сжечь в процессе жертвоприношений.

Грубым материальным проявлением жертвоприношения является древняя церемония, которая существовала на всей земле, когда люди приносили жертвы. Из чего она состоит? Есть дрова, которые горят, есть огонь, есть масло, которое вливается туда, топленое, и зерна, которые бросают.

Эти церемонии в разных видах и формах существовали везде. Опять же, так называемые развитые, гордые цивилизованные люди современности говорят, что все это – примитивная вещь. Сейчас я вам объясню, что никакая не примитивная это вещь, что сами дураки, что это не какой-то примитивный обряд, что в нем есть глубокий смысл, и прежде всего – символический. Чтобы понять сам принцип.

Потому что Кришна говорит, что любую ягью можно сжечь в огне этого жертвоприношения, что это символический огонь и что в конце концов я должен что-то в себе сжечь, что карма – это вещь, которая мучит меня, которая держит меня в плену здесь и которую я должен так или иначе, с помощью разных способов сжечь.

Итак, самое главное в жертвоприношении – это огонь. Он обладает свойством очищать, но еще, чисто по форме, он всегда идет вверх, от низа к верху. Он уходит куда-то, и в конце концов он растворяется, теряется. Видели эти языки огня, которые непонятно куда уходят? Это символ устремления человека вверх. Это символ того, что человек обязательно должен идти снизу вверх.

Само слово «человек» на греческом значит «антропос», что значит «тот, кто смотрит вверх». У нас есть эта потребность – развиваться, совершенствоваться, идти вверх, и ягья – это способ достичь более высокого уровня существования, это способ возвысить свое сознание, перевести его на более высокий уровень. В процессе этой ягьи – и это как бы общая характеристика любой духовной деятельности – человек очищает свое сознание, так как огонь очищает, и благодаря очищению его сознание приобретает качественно иные формы, переходя куда-то в неизвестную сейчас сферу, теряясь там.

Другая вещь, которая очень важна в жертвоприношении, – это то, что туда обязательно кидают семена, если проводить это жертвоприношение по всем правилам. До сих пор в Ведах эта традиция сохранилась: люди произносят определенные мантры и вместе с ними кидают туда семена. Люди, которые хотят избавиться от чего-то – от болезни, от проблем, решить что-то на локальном уровне, идут и заказывают определенную ягью.

Есть много разных видов этих ягий в зависимости от формы, жрецы могут это сделать. Когда-то это было очень популярно, но сейчас постепенно уходит куда-то. Кстати говоря, очень интересно, как жертвоприношение называется, в частности, в Библии – всесожжение. Потому что на самом деле в этом обряде должно все сгореть, все нехорошее.

Итак, бросаются эти злаки семян, которые символизируют карму. Семена имеют способность прорастать, а если бросить их в огонь, они перестанут прорастать. Точно так же карма, о которой я вам рассказал, там заложены эти семена, карма в нашем сознании хранится в виде семян, которые потом прорастают в виде новых поступков, и жертвоприношение – это символ того, что если мы живем определенным образом и в соответствии с определенными принципами проводим это жертвоприношение, то карма теряет способность прорастать, все заложенные в нашем сознании семена каких-то будущих неправильных греховных поступков теряют силу над нами, мы перестаем быть рабами этого греха. Поэтому с большим энтузиазмом все бросают семена туда, и чем больше, тем лучше, пусть оно сгорит. Семена должны потерять способность прорастать или свою жизненную силу.

Еще очень важно, что жрец или человек, который проводит это жертвоприношение… Обычно это проводится таким образом: разжигается костер по определенной форме, призывается огонь определенного вида. В соответствие с Ведами, есть пять видов огней, и с помощью мантр призывается огонь, необходимый для данного конкретного жертвоприношения, определенный тип огня, делаются мудры…

То есть это очень сложный разработанный обряд в Ведах, который также помогает человеку дисциплинироваться, помогает быть чистым. Но очень важный элемент этого жертвоприношения – это то, что я бросаю туда семена своей кармы, пытаясь избавиться от каких-то неприятностей, от чего-то, что я сам заработал, а человек, который проводит это жертвоприношение или помогает мне это сделать, жрец, наливает на этот огонь топленое масло, которое получается из молока коровы. Молоко взбивается, из него получается йогурт и сливки, из сливок получается сливочное масла, оно перетапливается, и получается чистое золотистое топленое масло, которое сгорает, не оставляя никакого остатка.

Что это за символ, что это значит? Это символ духовной деятельности, или практики. Чтобы этот огонь горел, чтобы происходила трансформация в моей душе, чтобы семена кармы сгорали, обязательно нужно заниматься какой-то духовной практикой, которая не оставляет никаких следов. От семян, от дров остается пепел, но масло сгорает полностью, целиком. Масло получается с помощью труда. Как я еще сказал, суть молока или масла – любовь. В конце концов, топливом любого жертвоприношения является любовь. Жертвоприношение значит отказ от себя.

Жертвоприношение значит отказ от своего эгоизма. Как я уже объяснил, это некий грубый символ того, что должно произойти, поэтому Кришна говорит, что есть люди, которые занимаются жертвоприношением на грубом уровне. Человек, если он хочет избавиться от своей кармы, иначе говоря, должен от чего-то отказаться. Я никогда не избавлюсь от своей кармы, если я только беру.

Моя карма будет становиться все тяжелее и тяжелее, и груз ее будет все более и более непосильным для меня. А для того, чтобы начать сжигать ее, я должен что-то отдать. И Кришна говорит, что на грубом уровне я семена кидаю, ладно, у меня мешок их есть. Но на самом деле это значит, что я должен что-то отдать. Энергией, или топливом, в конце концов является любовь, а в нашем сердце, когда оно очищается, оно начинает разжигать огонь любви, очень важной энергии. Именно так и именно в этом заключается суть всей духовной деятельности.

Духовная практика значит, что я сначала отказываюсь от чего-то на примитивном уровне, от чего-то, что мне не нужно. Есть хорошая русская поговорка: «Возьми Боже, что мне негоже». И Кришна говорит то же самое, что есть люди, которые отдают Богу то, чего им не нужно, и Бог говорит: «Ладно, хорошо, принимаю». Они думают, что у Бога большая комиссионка где-то открыта и что…

Люди начинают делать что-то, но это хорошо, это начало, потому что любая большая дорога или путешествие начинается с первого шага: я должен что-то отдать. Я должен сделать это с чистым сердцем, я должен начать кому-то помогать, что-то делать, и это будет жертвоприношением, это смысл его, оно постепенно очистит мое сознание и избавит меня от кармы.

Кришна говорит, что любое жертвоприношение имеет три вида результатов. Он говорит, что, когда человек совершает жертвоприношение, первое, что делается, – сгорает карма человека, карма-килбишаих, сгорает нечистота, грязь внутри, человеку сразу становится легче. Когда я сделал что-то, когда я отказался от чего-то, сделал что-то от чистого сердца, просто так, отдал что-то, подарил что-то, в конце концов, уже от какой-то части кармы я избавился, на сердце стало легче. Но это только самый первый результат.

Второй результат – йаджна-шиштамрита-саттво, человек начинает питаться плодами своей ягьи. Иначе говоря, в его жизнь приходят плоды его жертвоприношения. Кришна говорит, что шиштамрита, или плоды ягьи, делают человека бессмертным. Человек может получить много всего хорошего: здоровье в качестве какого-то бонуса, счастье, семейную жизнь хорошую, богатство, деньги – все это результат, если человек правильно совершает жертвоприношение: к нему приходит больше.

Есть очень хороший принцип, по которому это можно понять. Когда возникает вакуум, когда я что-то отдаю, возникает вакуум, он тут же заполняется, он втягивает в себя что-то, если я что-то отдал, это вернется ко мне, причем сторицей. Кришна говорит, что человек не просто наслаждается этим, он наслаждается не запутываясь. Когда я получаю то, что мне нужно, в результате ягьи, не с помощью эгоистических преступных средств, как обычно люди делают, когда я получаю то, что мне нужно, отбирая у других, когда у меня нет этого страха, когда я понимаю, что мы все под Богом ходим, Он даст мне все, что мне нужно. Не нужно бояться, мне нужно отдавать, и Он даст мне больше, чем нужно.

В Ведах говорится, что у Бога 10 рук и если Он Своими десятью попытается отобрать у вас что-то, то вы своими двумя ничего не удержите. А если Он Своими десятью попытается дать вам что-то, то ваших двух не хватит для того, чтобы все это получить. Поэтому говорится, что, когда человек отдает, он получает, и не просто получает, а больше, чем нужно. Все, что мы хотим, мы можем получить, если в целом наш настрой будет именно на то, чтобы отдать Кришне. Извиняюсь, я вышел за рамки конфессиональной корректности. Отдать что-то Ему. Сделать что-то от чистого сердца. Это второй плод или результат жертвоприношения: сгорает все ненужное, а приходит все нужное.

Дальше, третий: Кришна говорит: янти-брахма-санатана – человек вступает в вечную атмосферу. «Брахма» значит «дух», «санатана» значит «вечный». Человек обретает другую форму бытия, другое сознание. Это то самое сознание, о котором мы говорили вчера и сегодня, – сознание своей вечности. Об этом мы будем говорить гораздо более подробно завтра, что мы в конце концов получаем.

Если вы внимательно присмотритесь к этим трем результатам, то вы наверняка поймете, что они относятся к чему? Мы только что говорили о трех благах любого действия, в соответствии с Ведами: блага на грубом уровне – адхибхаутика, на тонкоэнергетическом… Я получаю все, что мне нужно. Сама богиня процветания приходит ко мне, Лакшмидеви, и дает все, что нужно. В конце концов я получаю счастье, удовлетворение, спокойствие на этом уровне. И еще благо на духовном уровне. Иначе говоря, Кришна говорит, что когда человек занимается духовной деятельностью, если он делает это правильно – а духовная деятельность в общем случае называется жертвоприношением, когда человек отказывается от чего-то во имя высшей цели, то он получает сразу три вида плодов. Он ничего не лишается. Он получает блага материальные, тонкоматериальные в виде энергии, здоровья, счастья, процветания, и в конце концов он получает духовное благо. Это то, что человек может получить, когда он вовлечен в этот процесс.

Это, собственно, все, это просто некая небольшая затравка или представление о том, что нужно делать. В конце концов что должно сгореть в этом огне жертвоприношении, самое главное? Ложное эго, совершенно верно. Ложное эго обладает способностью регенирировать, если вы оставите маленький кусочек, то оно снова отрастет, а если вы сорвете его полностью, то оно не будет отрастать. Ну вот, собственно, в двух словах то, что я хотел сказать. То, что есть метод и есть общее название этого метода. Любая духовная деятельность, что бы я ни делал – читаю я молитвы по утрам или занимаюсь какой-нибудь другой деятельностью, помогаю людям, но Кришна делает одну оговорку, очень важную, которую я чуть было не забыл: что далеко не всякий может эти плоды получить. Потому что многие люди занимаются, как бы отказываются от чего-то, но тем не менее не получают этих плодов, этих результатов.

Он делает одну маленькую оговорку или условие, при котором человек может все это получить. Какую? (Ответы: бескорыстие, искренность…) Он гораздо более осторожен в Своих высказываниях, Он не хочет спугнуть никого. Как мы можем быть бескорыстными? Это очень сложно.

Он говорит: если человек знает о цели жертвоприношения, если человек делает это с ясным пониманием того, зачем он это делает, если человек осмысленно занимается духовной деятельностью и ясно понимает эту цель, то тогда все эти плоды к нему придут. Если он делает это механически, по инерции, по традиции, потому что все так делают, то не факт. Что-то придет в любом случае, какое-то избавление придет, но нужно очень ясно понимать цель, тогда все будет более эффективно. Та же самая пранайама – многие люди занимаются ею, но не понимают, зачем, почему, как, и она действует, но действует неэффективно.

К чему мне вас хотелось призвать: каждый из вас наверняка какой-то духовной практикой занимается в той или иной форме или по крайней мере подходит к этому, хочет до этого подойти. Духовная практика эффективна ровно настолько, насколько человек ясно осознает ее цель, и при этом имеется в виду именно высшая цель духовной практики, реализация всего заложенного в нашей душе, в нашем духе или сознании.

С помощью жертвоприношения человек может сжечь свою карму, избавиться от всего нежелательного и в конце концов обрести счастье здесь, гармонию здесь и гармонию в ином плане бытия. Вот, собственно, все, что я сегодня сказал.

© Бхакти Вигьяна Госвами
💿 Семинар «Как сжечь карму», Алматы, 2008 г.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.