ЧТО ПРОИСХОДИТ В МОМЕНТ ДИКШИ

Я хотел бы поговорить о том, что происходит, собственно, в момент того, когда человек получает мантру. Вчера была инициация, и некоторые из вас получили мантру, получили дикшу, вторую инициацию.

Сва-мантре – говорит здесь Рагхунатха дас Госвами. И мантра – это удивительная вещь. Сам Шри Чайтанья Махапрабху в «Антья-лиле», в последней части «Чайтанья-чаритамриты», объясняет, что происходит в тот момент, когда человек получает мантру. Говорится, что мантра – это не просто звук, и даже не просто какой-то особенный звук. Говорится, что мантра несет в себе прежде всего определенные отношения дживы с Кришной, что повторение мантры, гайатри-мантры и прежде всего кришна-гайатри-мантры… суть его, смысл его в том заключается, что в тот момент, когда я повторяю, я начинаю восстанавливать свои отношения, я начинаю обретать свою реальную духовную природу, духовную сущность, духовную личность.

В начале мантры находится бхиджа «ом», или клим. И в этой бхидже уже есть семя отношений, это семя мантры. Мантра заканчивается словами «намаха» или «сваха». Когда я предаюсь или я говорю, что я отказываюсь от себя. И в середине мантры находится имя Кришны. Любая мантра устроена таким образом. Бхиджа несет в себе семя отношений, это семя отношений, развиваясь через повторение святого имени, должно привести человека к самопреданию, к самозабвению. Что такое сваха или намаха? Намаха значит: все, у меня больше нет ложного эго. Сваха что значит? Это значит, что я беру свое ложное эго и куда кидаю? В огонь. И оно начинает гореть там ярким пламенем. Сваха значит, что все, я забыл о себе, о своем эгоизме, о том, кто я такой здесь. О том, что своя рубашка ближе к телу. Это то, как устроена мантра.

И Чайтанья Махапрабху говорит, что происходит в момент дикши. Вчера некоторые из вас прошли эту дикшу. Сейчас я попытаюсь рассказать, что в этот момент произошло. Он говорит: дикша-кале бхакта коре атма-самарпан (Ч.-ч, Антья 4.192-193). В тот момент, когда человек получает дикшу или мантру от своего духовного учителя, когда духовный учитель шепчет мантру на ухо, в этот момент бхакта должен сделать атма-самарпан, это значит, что он должен принести себя, предаться. Он должен принести себя в жертву. Атма, он должен взять свое «я», атму, и отдать ему – атма-самарпан. И в этот момент, когда человек это делает, если он предается, в момент получения мантры, сэи кале кришна таре коре атма-сам, в этот момент Кришна делает его равным Самому Себе.

Это то, что вчера произошло с вами. Когда человек получает мантру, если он при этом предается, если он действительно принимает мантру, не просто формально выслушивает какие-то слоги, а предается при этом, то Кришна делает его равным Самому Себе. И дальше Чайтанья Махапрабху продолжает объяснять, что происходит при этом. Что при этом, когда человек получил мантру, вместе с мантрой он получает свое духовное тело. Вместе с мантрой он получает свою сиддха-рупу. В этот момент начинают или возникают его реальные отношения с Кришной.

Как в «Джайва-дхарме» описывается, как два героя этого романа Бхактивиноды Тхакура – Виджай Кумар и Ваджаланатха – получили эту мантру. Они получили мантру от своего гуру. Когда они получили мантру, слезы выступили у них на глазах, они стали кричать: «Гауранга! Гауранга! Гауранга!» Волосы у них встали дыбом. И гуру стал смотреть на них. И он сказал… Счастье его не знало границ, он сказал, что «вы очистили меня сегодня, когда я увидел то, что с вами случилось». В момент получения мантры с человеком должно произойти преображение. Это алхимический процесс, который должен произойти в сердце человека.

И после того, как они получили мантру, они собрали всех брахманов Навадвипы, всех бабаджи, всех преданных в Шривасангаме. Они устроили огромный пир для всех. И во время этого пира, когда они сидели скромно в сторонке и ждали, когда все поедят, чтобы потом принять остатки их пищи, в этот момент они увидели Чайтанью Махапрабху. Они увидели Его спутников. Они увидели, как Сам Чайтанья пришел, чтобы участвовать в этом празднестве.

Это то самое духовное видение, которое приходит к человеку в момент получения мантры. Кто увидел в день получения мантры Шри Чайтанью Махапрабху с Его спутниками? Кто почувствовал свои отношения с Кришной? Это процесс. И этот процесс, он имеет две составляющие. Два условия. С обоих концов должна происходить работа. В нашем случае нам может понадобиться немного дольше времени, чтобы увидеть Господа Чайтанью. Но в конце концов мантра меняет наше зрение. Я начинаю смотреть на мир по-другому. Потому что я избавляюсь от катаракты эгоизма. Как мы повторяем эту мантру: ом гйана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа. Шалакайа значит инструмент хирургический, который в Аюрведе используется для устранения катаракты. Даже в те времена делали операции на глазах и снимали эту пленку с глаз. Эта шалакайа – катаракта, которая есть на наших глазах. Гуру уберет ее. Гуру с помощью этого инструмента устраняет… он смазывает наши глаза мазью знаний, джнананджана-шалакайа, и устраняет катаракту. И мы начинаем видеть, мы прозреваем.

Мантра или инициация. Получение мантры называется двиджей, называется вторым рождением. Мы во второй раз рождаемся, это вторая джанма, или рождение, человек, которое получил эту мантру, называется двиджей, дваждырожденным. И двиджами также называются кто еще? Птицы. Птицы тоже дваждырожденные. Потому что птица один раз рождается как? В виде яйца. Первый раз они выходят в виде яйца. И второй раз они как рождаются? Как птица. И в чем разница между первым рождением и вторым рождением? Второе дает возможность летать. В первом рождении я нахожусь в этой скорлупе. В первом рождении я связан по рукам и ногам. В первом рождении я в яйце нахожусь. И в этом ограниченном яйце я бьюсь, еще что-то там такое, мне хочется воли. Я вольная душа. Я хочу любить. Я хочу летать. Но я в яйце нахожусь.

И поэтому должен прийти гуру, и он должен разбить своим клювом эту скорлупу. Скорлупу материальной обусловленности. Разница между первым и вторым рождением примерно такая же. Разница между первым и вторым рождением заключается в том, что во время второго рождения человек получает безграничную свободу, он летать может. Он все небо получил. Во время первого рождения он скорлупу свою получил, он в этом яйце находится. Ему немножко легче в этом яйце, чем в утробе матери, но все равно ему там тесно. Это то, что должно произойти в момент посвящения.

Или другой пример – это Гоп Кумар, когда Гоп Кумар получил мантру от своего гуру. Он увидел гуру, он стал служить ему на Говардхане. Он приносил ему молоко. И гуру стал повторять мантру, и он произнес половину мантры, когда он произнес половину мантры, у него комок застрял в горле. Он с трудом договорил мантру до конца. Он договорил мантру до конца и упал в обморок. Гоп Кумар побежал за водой, чтобы привести его в чувство. Когда он прибежал, учителя уже не было. Учитель уже ушел куда-то, исчез. И он стал повторять эту мантру. И постепенно-постепенно семя, потому что мантра сравнивается с семенем, семя мантры начало расти.

Иначе говоря, есть две вещи, которые происходят в момент инициации. В момент инициации гуру вкладывает в мантру свой опыт духовный. Когда мы получаем мантру, то вместе с мантрой мы получаем брахма-ништху, или духовный опыт нашего духовного учителя. Весь этот духовный опыт должен прорасти в нашем сердце, если сердце наше готово к тому, чтобы там что-то проросло. Как правило, сердце, оно такое, что туда что сажай, что не сажай, ничего не прорастет. Сердце должно быть плодородным. С одной стороны, духовный учитель вкладывает определенную энергию в эти слова, энергию своего понимания, своей реализации, своего духовного опыта. И вместе с этой энергией мы получаем что-то очень важное. Но главное потом – вырастить то, что мы получили. Как в маленьком семени находится энергия, необходимая для того, чтобы огромное дерево из него выросло. Но если это семя упадет на бесплодную почву, дерево не прорастет. Энергия будет растрачена.

Иногда мантру, могущество мантры, которое вкладывает в нее духовный учитель, сравнивают также с могуществом, которое вкладывается в наставления. Это на самом деле нетрудно понять, ничего особенного мистического в том, что я говорю, нет. У каждого человека есть опыт того, о чем я сейчас говорю. Как, например, мы сами знаем, что мы можем дать кому-то наставления. Эти наставления на человека не подействуют. И кто-то другой даст те же самые наставления, и у человека все перевернется в жизни. Те же самые слова.

Когда Шрила Прабхупада говорит: «Повторяйте мантру и будьте счастливы. Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы», это имеет одну силу. Если я то же самое повторю, это будет иметь другую силу. Когда Шрила Прабхупада повторял это, то хиппи начинали повторять мантру. Когда Чайтанья Махапрабху говорил эти слова, слоны начинали повторять мантру, тигры, олени, и мало того – тигры и олени начинали обнимать друг друга. Мы повторяем мантру, и мы почему-то не обнимаем друг друга, ругаемся друг с другом. А там тигры с оленями мирились, получив этот звук из уст Чайтаньи Махапрабху. Любые слова, они настолько действенны, насколько человек вкладывает шакти. Потому что само по себе слово может иметь силу, а может и не иметь силы, в зависимости от того, кто произносит это слово.

Например, если я буду рассказывать вам о Вриндаване… Вчера я рассказывал о Вриндаване, и мне самому нравилось, как я рассказывал, потому что я люблю Вриндаван. Но если бы я рассказывал о Вриндаване, но при этом ни разу не был во Вриндаване, я бы то же самое рассказал, но силы не было бы в этом, потому что вы бы не поверили, я бы не мог вложить то шакти. Любые слова несут силу опыта. Иногда мы можем почувствовать это.

Как мне рассказывала одна женщина, что она прочитала книгу Шрилы Прабхупады. Когда она читала «Бхагавад-гиту» в первый раз – у нее вся книга в слезах до сих пор – она плакала от начала до конца, пока читала ее. Я читал ее письмо и думал: «Почему же я не плачу?!» Я сколько читаю эту «Бхагавад-гиту», до сих пор у меня слезы не текут. Она открыла – и плакать стала. И она объяснила почему. Потому что она поняла сразу же, что каждое слово в этой книге – истина. Это то, что к ней пришло. Это та сила, которую Шрила Прабхупада вложил в свои слова.

И точно такую же силу вкладывает духовный учитель в слова мантры. Но при этом я, человек, получивший мантру, должен обладать определенными качествами для того, чтобы эта сила реализовалась. Я могу ее не увидеть, не почувствовать сразу же. Для того чтобы эта энергия проросла в моем сердце, должно пройти какое-то время. И, как я уже сказал, сердце, почва нашего сердца должна быть плодородной.

Как Шрила Прабхупада объяснял, что получение мантры – это и есть дивйаджнан хриде пракашито. Когда мы говорим о дивйаджнан, о божественном знании, о духовном знании, то это духовное знание и семя духовного знания находятся в мантре. В сущности, все духовное знание в мантре заключено. И в этом, собственно, и есть суть дивйаджнан: когда человек повторяет мантру, то Мадана-Мохан, который является олицетворением духовного учителя, самбандха-гьяна, Он привлекается этим. И повторяя мантру, полученную от духовного учителя, от истинного духовного учителя, человек должен понимать: при этом должно расти мое духовное тело.

Шрила Прабхупада часто смеялся. Он говорил, что Вивекананда рассказывает, как он получил божественное знание. Вивекананда в какой-то своей книге рассказывает, как он однажды пришел к Рама-Кришне. Он сказал: «Учитель, дай мне знание». Рама-Кришна посмотрел на него, дотронулся ему до лба, и в этот момент как будто удар тока, разряд тока пробежал между ними. И Вивекананда упал на землю без чувств, и Рама-Кришна упал. Потом Вивекананда очнулся, Рама-Кришна очнулся. Рама-Кришна сказал: «Все, я тебе все знание отдал, больше у меня ничего не осталось. Все мое знание у тебя. Я пустой». Шрила Прабхупада смеялся над этим. Что это за такое знание, которое отдал, а у себя ничего не осталось? Что это такое, что это за глупость такая?

Вайшнавы ачарьи говорят, что знание, дивйаджнан, приходит со звуками мантры. И дальше, что должен человек делать, что делает мантру эффективной, что дает человеку возможность повторять мантру или получать что-то от мантры. Как иногда преданные, они рвутся ко второй инициации. Все рвутся, рвутся: «Дайте мне, пожалуйста, дайте». Потом в конце концов им дают вторую инициацию, и они на следующий день перестают мантру повторять, которую им дали, или через месяц после этого. Они хотели, хотели, хотели… Потому что они не получают ответа от мантры. А не получают они ответа от мантры по очень простой причине. Чтобы повторение мантры действительно было эффективным и чтобы мы могли получать ответ, говорится, что у человека должно быть четыре качества, что вместе с четырьмя составляющими я должен повторять эту мантру.

Когда мы садимся и повторяем гайатри-мантру, то первое, что у нас должно быть, – это шраддха. Первое, что должно быть, – это огромная вера в то, что мантра эта может меня спасти, что мантра эта создает мое духовное тело. И что в конце концов она возводит меня на уровень, на духовный уровень, равный Самому Богу. Второе, что должно быть, – это шаранагати, я должен предаваться, я должен вкладывать в мантру силу своего предания. Я должен делать это с очень большим чувством внутри. И наконец, третье, третье, что должно быть, – это мантра-дхйана, я должен медитировать на мантру, я должен глубочайшим образом сосредоточиться на звуках мантры, которые мысленно звучат в моем уме. И наконец, четвертое, что должно быть, – это вот этот дух самопожертвования, сваха, когда я теряюсь в мантре. Вот эти четыре вещи должны быть, с этим чувством человек должен слова мантры повторять. Тогда он почувствует, когда он будет произносить клим кришнайя говиндайя гопиджана валабхайя сваха, когда он будет произносить эту восемнадцатисложную мантру, главную мантру, то мантра будет давать ему ответ.

Как в «Брихад-Бхагаватамрите» Санатана Госвами говорит, что мантра может привести человека на любой уровень существования. Гоп Кумар, он прошел через все планеты. Он стал Индрой. Так бывало, что он приходил на какую-то планету. Ему нравилось сначала там, он видел, как поклоняются там Кришне, ему нравилось поначалу. Потом как-то так случалось, что на этой планете что-то такое происходило, революция какая-то. И Индру снимали с его поста, Гоп Кумара делали Индрой, потому что он мантру внимательно повторял, только по этой причине. Потом он попал на планету Брахмы, и с Брахмой что-то случилось, Брахму тоже сняли. Гоп Кумар Брахмой стал. Он шел с уровня, он карьеру делал, с одной планеты на другую, он поднимался, поднимался. Все это – мантра. Санатана Госвами объясняет, что все это на самом деле, путь весь этот, по пути этому его вела мантра. Иногда периодически к нему приходил гуру. Но говорится, что сначала человек получает мантру от гуру. А потом мантра становится его гуру.

Мантра становится его проводником. Она начинает его вести. Но, что самое удивительное, мало того, что он поднимался с уровня на уровень, мало того, что он достигал все больших и больших высот, это не так удивительно. Удивительно то, что он не застревал ни на каком уровне. Потому что, представьте себе, что вы завтра стали Индрой. Понравится вам быть Индрой? Хорошо, чего там! Апсары танцуют. Солнце светит. Фестиваль постоянно, все время. Ну, иногда демоны нападают. Ну, это можно потерпеть. Иногда что-то происходит. Вы Брахмой стали. Вы стали Брахмой завтра. Представьте себе – вы стали Брахмой. У вас тело из чистого интеллекта. Вы творец всей вселенной. У вас власть над всей вселенной. Захотите вы оттуда уходить куда-то? Зачем, вам и там хорошо.

Санатана Госвами говорит удивительную вещь: в мантре находятся самые высшие отношения. Если гуру вложил эти самые высшие отношения в мантру, и человек повторяет мантру, то ничто с ним не случится, какого бы уровня он не достиг. Наша тенденция такова: достигли мы чего-то – и мы уже удовлетворены. Какой там Брахма, какой там Индра! Если нам миллион долларов предложить, или какой-нибудь небоскреб где-нибудь, или, я не знаю, особнячок где-нибудь в Калифорнии, мы уже будем счастливы. Мы уже забудем обо всем остальном, мы уже будем рады.

© Бхакти Вигьяна Госвами

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.