Что делать, если сердце такое чёрствое…?

❓ВОПРОС: Что делать, если сердце такое чёрствое, что ничего не трогает и ты думаешь только о своём благе, а по отношению к другим чувствуешь только безразличие? Зачем нам вообще быть эмоционально вовлечёнными в события этого мира, если они все являются взаимодействием трёх гун? И наоборот, что делать, если на любые события реагируешь слишком остро и выключаешься, погружаешься в скорбь и полностью выпадаешь из жизни?
✅Ватсала прабху:
Это проявление – две крайности одного и того же, проявление материального сознания: когда человек мне неприятен, я хочу отстраниться от этого, либо когда что-то связано со мной, я вовлекаюсь, начинаю беспокоиться. Эти две крайности естественны, они просто есть, и всё. Я могу так же про себя сказать, что у меня есть обе эти крайности – то в одну сторону, то в другую сторону, и выход я вижу только один.
К крайности нужен стабилизатор, когда есть эти крайности, нужно выправить эти синусоиды. Мне нужен стабилизатор – то есть тот, кто будет стабилизировать моё сознание на сознании Кришны. И если человек постоянно слушает политиков ‒ одни говорят одно, другие говорят другое… Тут недавно у меня спросили про все эти вещи: «Кому верить? Кто прав?» И на самом деле все правы, все считают себя правыми. Потому что, если человек считает, что он неправ, он не будет ничего делать. Чтобы что-то делать, я должен быть правым. Поэтому все правы, поэтому все дерутся друг с другом, потому что все правы.
✅Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Всё равно есть кто-то, кто более прав, и кто-то, кто менее прав.
✅Ватсала прабху:
Ну конечно! Кто-то более прав. И знаете, что я хотел бы сказать? Когда я общался с этими преданными, я говорю: «Вот вы слушаете этих людей, вот вы будете такими же, как они. Вы хотите быть такими же, как они? Вы хотите на мир смотреть так, как они? Вы хотите достичь того, что они достигли? Имеется в виду то, что с ними происходит. Вы хотите за ними идти? Я, ‒ говорю, ‒ нет! Я хочу быть таким, как духовный учитель. Поэтому я слушаю духовного учителя, а не тех, кто находится в материальном сознании».
Поэтому если слушать материалистичных людей, то всегда будут крайности. К своим будет эмоциональная вовлечённость – к врагам будет «Так им и надо!» Либо будет просто такая отстранённость: «У них карма такая!» Тут и шастры можно подвести, всё объяснить, чтобы оправдать свою чёрствость. Но стабилизация происходит, когда я нахожусь в духовном состоянии. И без преданных, если выключить преданных, если мне некогда слушать духовного учителя, мне некогда читать книги, вот тогда я потеряю сознание Кришны, тогда я просто реагирую как материалист ‒ у меня будут материальные реакции. Вот такая вот вещь. Поэтому стабилизация происходит только благодаря тем, кто поддерживает моё духовное сознание.
Позавчера был день явления Шриваса Тхакура, и там был эпизод, когда во время киртана его сын оставил тело. И непонятна была реакция Шриваса Тхакура, непонятна. Если бы не было пояснения всего того, что там дальше происходило, то кажется, что Шривас такой просто бесчувственный человек, просто религиозный фанатик. Почему он так делает? Это же сын, самое дорогое, что есть у родителей, ‒ дети их. Но потом Господь Чайтанья проявил то, что находится в сердце у Шриваса Тхакура.
Этот ребёнок пришёл в тело, вернулся в тело. Он спросил: «Почему ты ушёл?» И эта душа ответила: «Всё происходит по Твоей милости, Господь. Тот срок, когда я должен был находиться в этом теле, закончился. И по Твоей воле я перешёл в следующую жизнь. Пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог быть в сознании Кришны!» И все увидели, что здесь всё по воле Бога происходит. А на самом деле Шривас Тхакур всегда в таком настроении находится. Но нам нужно, чтобы это чудо произошло, чтобы было видно, почему он не беспокоился.
И если нет таких людей рядом, которые находятся в духовном сознании, а есть вокруг политически окрашенные люди, которые преследуют какие-то свои цели ‒ не будем углубляться, какие у них цели, ‒ то тогда будут только крайности и просто будет материальное безумие и разрушение. Поэтому стабилизация ‒ только преданные, я не знаю других вариантов. А так автоматически ‒ крайность, я сам в таком состоянии тоже нахожусь, потому что тело так реагирует.
✅Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
На самом деле, конечно, когда мы непосредственно сталкиваемся со страданиями в своей жизни или в жизни других людей, то претензия к Богу сразу же появляется. У большей части людей, когда они сталкиваются со страданиями, вылезает вот этот наш порой тщательно, порой не очень тщательно скрываемый атеизм, или некий бунт против Бога. И вот тут-то, вот в этот момент может происходить очень глубокая внутренняя работа. Потому что бунт будет. Гуру Махарадж в этой своей книге пишет о том, как у человека кризисы веры случаются. И все кризисы веры случаются всегда в момент какой-то, эмоционально заряженный, в момент, когда мы лицом к лицу столкнулись со страданиями.
В нормальной ситуации у нас есть тот же самый бунт, или то же самое сопротивление Богу, но мы его прячем – даже от самого себя, и даже прежде всего от самого себя. Но когда оно выходит наружу, когда эта штука, эта эмоция выходит наружу, этот спор с собой, который тот же самый Достоевский в «Братьях Карамазовых» вывел наружу и показал всё – он же, по сути дела, свой собственный спор наружу вывел. И Иван Карамазов, и все остальные ‒ это же часть его, это какие-то части нашей личности, которые внутри сражаются. С одной стороны, у нас внутри есть Алёша Карамазов, который готов молиться Богу и замаливать грехи, а с другой стороны, есть Иван, который сопротивляется, и бунтует, и ненавидит, и бушует.
Так вот, я хотел сказать, что страдания, в частности, нужны для того, чтобы мы сами до конца поняли: а что же у меня-то внутри находится? И, столкнувшись с этой своей реакцией, могли как-то с ней работать, могли как-то её преобразить внутри, трансформировать во что-то другое.
Это очень интересно, мне страшно говорить об этом, но я тем не менее скажу. Я слышал об этом от одного ученика Шрилы Прабхупады, который присутствовал при смерти нескольких своих духовных братьев. И не просто присутствовал, а очень близко присутствовал в самые последние периоды жизни. И выходило наружу вот это некое сопротивление, или отторжение, или бунт, сомнения появлялись: «Как так может такое быть? Почему это случилось со мной?»
И, наверное, лучше, чтобы мы эту вещь внутри проработали до того, как нам придётся умирать, до того, как мы сами лицом к лицу столкнёмся с необходимостью всё абсолютно оставить, полностью потерять какой бы то ни было контроль над своей жизнью, оказаться там где-то, непонятно где. То есть в этом смысле есть некий труд ‒ труд страдания, или труд горя, который надо сделать. И этот труд на самом деле очень благодарный труд, если его правильно сделать.
И сейчас как раз такое трудное время, когда нам нужно этот труд делать, когда мы не можем его не делать, когда уже нельзя притворяться, что как бы особой необходимости в этом нет, когда-нибудь потом мы всё это разрешим… Сейчас хорошее время, потому что надо пахать, трудиться надо.

© Бхакти Вигьяна Госвами
СИНДУ: «Как относиться к тому, что случается в этом мире с нами и с другими людьми?», 26.02.2022 год

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.