СТРАДАНИЯ – ЭТО КОГДА НАС ОГРАНИЧИВАЮТ

Знаете, я сейчас вспомнил эпизод из Первой песни «Шримад-Бхагаватам», когда Махараджа Парикшит увидел страшную сцену, как какой -то шудра, чёрный человек, избивал быка, уже покалечил три его ноги и добивал его уже до конца, чтобы не мучился, добить он уже хотел его. И в этот момент он спросил у этого быка: «Кто причина твоих страданий?»
И вот очень странный дал ответ этот бык. Очевидной причиной его страданий был этот чёрный человек, и можно было просто указать рогом на этого человека, и тогда Махараджа Парикшит его просто в капусту порубал бы на месте. Но вместо этого бык начал говорить очень странные вещи. Он стал говорить, что мудрецы расходятся во мнениях по поводу того, какова причина страданий, которые к нам приходят. Кто-то говорит: это одно, и он перечисляет разные варианты. И знаете, он… ачарьи говорят, что из-за влияния Кали даже у этого быка (бык ‒ это олицетворённая дхарма) не повернулся язык сказать, что «причина моих страданий – это Кришна». Даже у него не хватило духа это сказать, представляете?
И действительно, это сложная задача. Но если мы не принимаем эти варианты, что Бога нет, Бог злой, если Бог добрый, то означает, что то, что происходит, ‒ это непонятное проявление Его доброты. И вот это, конечно, очень трудно понять, как вот это является Его добротой.

«Бхагаватам» (9.24.58) говорит:
йан ма̄йа̄-чешт̣итам̇ пум̇сах̣
стхитй-утпаттй-апйайа̄йа хи
ануграхас тан-нивр̣ттер
а̄тма-ла̄бха̄йа чешйате

Господь Кришна говорит, что «сотворение этого мира, поддержание этого мира и разрушение, уничтожение этого мира, всё это ‒ мам ануграха, это всё Моя милость». И единственная цель этого в том, чтобы дать живому существу, с одной стороны, исполнить своё желание побыть здесь, попробовать быть управляющим. Но с другой стороны ‒ помочь ему вернуться домой к Богу.

И на самом деле непростая задача стоит перед Богом. Потому что начать с вопроса, почему Он с нами такое делает, ‒ это же несправедливо. Начать нужно с того, почему Он вообще нас свободными сделал. Сделал бы роботами, знаете, такие роботы, которые ровными шеренгами шагают и поют одну песню. Но это же ужас просто! Поэтому Он сделал нас свободными.
Это то же самое, что, если я один перед компьютером, это же очень скучно! И поэтому свобода – это неотъемлемое наше качество, это природа души, это природа Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога: Он свободен – и мы тоже свободны. И свобода означает, что мы можем выбирать.
И вот перед Кришной интересная задача стоит: каким образом Ему сделать так, чтобы живое существо здесь, в материальном мире, вдохновилось вернуться в духовный мир? Как его вдохновить? Просто показать ему кулак и сказать: «Ну-ка быстро возвращайся!» – но это будет тогда насилие, тогда любви не будет. Позволить ему делать всё что хочет? Но он никогда тогда отсюда не вылезет. Это означает, что он вечно будет страдать в этом иллюзорном мире. Всегда ему будет скучно, всегда ему будет плохо.
И вот Кришне нужно так устроить этот мир, так устроить эти законы, чтобы человек мог сам захотеть. Просто отобрать ‒ допустим, у меня есть телефон, и вот забери у меня этот телефон, поможет ли мне это полюбить того, кто забрал у меня этот телефон? Да нет, конечно! Я буду его ненавидеть. Я буду ему подчиняться, но я буду его ненавидеть. А как сделать так, чтобы я его полюбил? Вот это задачка очень сложная. И Кришна ‒ самый умный, самый добрый, самый знающий. Знаете, вот люди иногда думают: «Вот если бы я был на месте Бога!» Хочется в этот момент сказать: «Господи, хорошо, что не он на Твоём месте находится!» Это было бы плохо, потому что мозгов нет, силы нет, любви нет, что он будет делать? Он просто всех будет эксплуатировать нещадно.
И самый любящий Господь перебрал все варианты, которые только можно было перебрать. И Он выбрал самый лучший, самый эффективный метод, как, уважая свободу души, при этом дать ей возможность выбраться из этого вечного ада, который называется материальным миром. Потому что здесь есть законы Бога ‒ наверху, внизу, везде… Если их выполнять, то можно жить нормально. Постепенно человек будет выходить отсюда. Но когда человек пренебрегает законами Бога, кто в этом виноват, кроме самого человека?
И знаете, я недавно сделал открытие. Так как у нас преданные в аудитории, я сделал открытие. Что такое страдания? Страдания – это когда нас ограничивают. Что даёт боль? Когда нас ограничивают: физически ограничивают, ментально, эмоционально, ещё как-то. Боль – это когда я не могу сделать то, что я хочу. Вот и вся боль ‒ ограничения. И, соответственно, Кришна посылает ограничения в нашу жизнь, мы называем это словом «страдания». Но цель одна – помочь человеку идти вверх. Но в зависимости от уровня человека эти ограничения будут помогать человеку в разных вещах.
Я пример такой приведу: перед тем как штукатурить стенку, надо сначала стенку поставить. А перед тем как стенку поставить, надо, чтобы у человека появилась идея построить дом. Раньше чем я построю дом, у меня не получится штукатурить. Поэтому на основе стиха 10.88.8… знаменитый стих, йасйа̄хам анугр̣хн̣а̄ми, я изучал его недавно, и там есть три причины, зачем к преданному приходят страдания. Кажется, что они одинаковые. То есть, если приходят страдания, это означает, что я должен какой-то урок извлечь. Но цели этих страданий, ‒ хотя у них цель одна ‒ помочь, – но они работают с разными уровнями людей и поэтому разные цели преследуют.
Знаете, интересная вещь, что для некоторых страдания приходят для того, чтобы у них был повод отказаться от Бога. Представляете? У него повода нет, он хотел бы от Него отказаться, а возможности нет. Он хочет, но как бы неудобно сказать: «Знаете, Бог мне не нужен, давайте я без Бога буду жить! Что вы ко мне привязались со своим Харе Кришна! Надоело мне уже!» Вот так вот сказать как бы неудобно, всё-таки я уже давно здесь. Поэтому нужен какой-то повод для того, чтобы я мог уйти. И Господь по милости даёт повод это сделать.
Для других преданных, у которых, знаете, такая жажда: «Я хочу прогрессировать, для меня очень важно прогрессировать!» – для такого преданного трудности приходят для того, чтобы усилить его веру в Кришну. А для кого-то, кто уже любит Кришну, у кого есть жажда такая сильная служить, трудности приходят, чтобы разжечь эту жажду до такой степени, чтобы встреча с Кришной была ещё слаще. Всё это говорится в комментарии к этому стиху.
Поэтому хотя трудности и приходят, но трудности приходят для разных людей с разной целью, поэтому так важно иметь правильный мотив. Если мотив правильный, то тогда трудности не будут ломать, трудности будут помогать укреплять веру. Вот интересная вещь.
А из моей жизни, если уже так про жизнь говорить, у меня был период очень-очень трудный. И когда я был в этом моменте, мне казалось, что Бог отвернулся от меня. Я даже, знаете, писал Ему письма. Я думал: «Бог! Я думал, Ты друг! Я думал, Ты друг настоящий! Какой же Ты друг?» – и целое сочинение Ему написал, в чём моё разочарование в Нём. Очень сложная ситуация. Но потом, глядя на всё, что я прошёл, на события, которые происходили в моей жизни, я понимаю, что сейчас я бы не отказался ни от одного дня этих страданий, потому что всё это было мне во благо. Через какое-то время я оценил все эти вещи.

© Ватсала дас
СИНДУ: «Как относиться к тому, что случается в этом мире с нами и с другими людьми?», 26.02.2022 год

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.