САНКАЛЬПА

Как известно, духовные практики и в частности практика йоги начинается с нравственных заповедей, которые объединены в две группы и на санскрите называются яма и нияма. И одна из этих заповедей, —Всегда помнить о Боге и Никогда о Нем не забывать, а вторя важная запоаведь это Тапас, которая подразумевает совершение аскез.
Что означает всегда помнить о Боге, это значит, что все наши поступки, все наши достижения мы предлагаем Кришне. Каким образом правильно предлагать плоды Кришне? Естественно, когда мы действуем, можно забыть о Кришне, если мы действуем, мы действуем здесь, в этом мире, по законам этого мира, и особенно если мы занимаемся какой-то активной деятельностью. Тоже самое происходит и с аскезами. Какие имеются в виду аскезы? Длительное удерживание определённых асан, продолжительное повторение мантр с полной концентрацией внимания, а также ранний подъём, 4 регулирующих принципа, пост (экадаши) и т.д. И самая главная аскеза в практике — это так называемое ежедневное расстилание коврика, приблизительно в одно и то же время, для практики.
А для чего вообще нужны аскезы, если можно время от времени практиковать только маха-мантру и эффект от таких занятий всё равно будет? Дело в том, что аскезы помогают стать могущественнее, они вырабатывают сильную волю, терпеливость, оттачивают разум, и, кроме того, способствуют постоянно возрастающей радости от преодоления себя. Причём, это не просто радость от победы над своей ленью, — это гораздо более сильное и долговременное ощущение, которое сложно передать словами. А самое главное — аскезы нарабатывают благочестие, которое является основным источником здоровья, богатства и процветания человека. Веды говорят, что аскезы это главное богатство брамана
Всё это разумеется, хорошо, но встаёт закономерный вопрос: как заставить себя совершать аскезы? Есть ли такая практика, которая облегчала бы совершение аскез? Ведь далеко не каждый человек, даже давно практикующий, может запросто проявить силу воли и что-то заставить себя делать. Да, такая практика в есть и называется она Санкальпа, или практика намерения. И на самом деле это самое важное – санкалпа. Говорится, что в любом обряде или в любом действии самое главное, что есть, – это санкалпа, или то, что я делаю до того, как я начал действовать. В Ведах говорится, что если человек не сделал санкалпу, то этот обряд бессмысленный.(пример про завершение экадаши) Естественно, это не распространяется на бхакти, но если речь идет, скажем, о каком-то ритуале, то сначала человек должен принять санкалпу, т.е. он должен очень хорошо понять, ради чего я это делаю. Если пост, например, человек собирается делать, то он должен сделать санкалпу, иначе пост будет иметь минимальный эффект, он будет иметь всего лишь навсего физический эффект какой-то, какое-то очищение будет. Но более глубокого очищения или более глубокого результата не придет. Человек делает санкалпу, и это самое главное, он говорит Кришне: «Я это делаю, и я это делаю ради Тебя. Возьми, пожалуйста, это, возьми плоды этого труда ради того-то»
Само слово «санкальпа» в дословном переводе с санскрита означает «решение», «решимость», а по смыслу наиболее близкие понятия в русском языке — это «намерение» или «осуществление заветного желания». Иными словами, санкальпа — это определённое внутреннее намерение, выраженное в краткой, понятной словесной форме в виде позитивного утверждения, которое регулярно повторяется и через какое-то время воспринимается самим человеком таким образом, что становится реальностью.
При этом санкальпа — это не что-то абстрактное и размытое, типа: «Я с каждым днём становлюсь всё добрее и добрее», нет. Это конкретное утверждение, выражающее конкретное намерение что-либо предпринять и содержащее указание на конкретное время, в которое будет совершена конкретная аскеза, например: «Я буду каждый день по 20 минут молиться и желать всем счастья». И сама практика санкальпы заключается в многократном повторении подобного утверждения в состоянии глубокого расслабления или перед сном, что приводит к глубокому запечатлению санкальпы в бессознательной части ума и перестраивает образ мышления человека, облегчая достижение поставленных целей.
«санкалпа» в бхакти йоге делается таким образом: человек подходит к Божествам или если нет Божеств, то к изображению Божеств или изображению духовного учителя, он делает ачаман, наливает три капельки воды на свою правую ладонь и потом говорит: «Я собираюсь делать то-то, то-то и то-то, и цель этого, того, что я сделаю, этого действия — я хочу посвятить плоды этого действия Кришне. Пожалуйста, возьми плоды этого действия ради очищения моего сердца, ради еще чего-то или еще кого-то, ради миссии Шрилы Прабхупады и Гурудева».
Практика санкальпы — это реальная методика достижения практически любой разумной цели. Не только в йоге, но и вообще в любой жизненной ситуации. Причём никакой мистики в этой практике нет, — всё объясняется предельно простым и понятным психологическим законом, известным практически каждому: «о чём думаешь, то и привлекаешь в свою жизнь«. Или, иначе говоря, в каком ключе ты о себе думаешь, таким и становишься: думаешь об ответственности — становишься более ответственным, думаешь о силе — становишься более сильным, думаешь о доброте — становишься более добрым. Если утром я просто говорю: «Кришна, я собираюсь действовать, и, пожалуйста, позволь мне оставаться Твоим слугой, я буду делать это как служение Тебе, пожалуйста, прими плоды моего труда, всего того, что я сделаю сегодня». Очень важно утром настроиться на это, потому что если человек это сделал, то все остальное, что он сделает на протяжении дня, автоматически Кришна примет, автоматически будет считаться то, что он помнит о Кришне, даже если он чисто на сознательном уровне забыл, все равно, сила санкалпы очень велика потому что настоящая санкальпа всегда идёт изнутри (сознательно генерируется самим человеком), ведёт к осуществлению поставленных целей и предваряет собой какую-либо аскезу. Но
В писаниях сказано , санкалпа прабхавах кама — Кришна говорит, что кама приходит от санкалпы.
Кама, или материальное желание, приходит от нашей материальной санкалпы, от того, что я говорю: «Отныне – санкалпа такая – я буду действовать ради самого себя, я буду наслаждаться». В результате этого ко мне что приходит? Кама. Но если я буду действовать, если у меня будет духовная санкалпа, я скажу: «Все это Твое, я принадлежу Тебе», то в результате этой санкалпы ко мне в конце концов придет према. Иногда мы не можем понять, почему у преданных начинает все рушиться, потому что санкалпа была не самая правильная. Существуют так называемые уровни звука, человек может произносить языком, может произносить умом. Но он может произносить слова или давать какой-то обет на уровне интеллекта, на более высоком уровне. И есть духовная речь. Но сейчас мы поговорим про эти три нижних уровня.
Я могу языком говорить что-то, а в уме думать что-то совсем другое. Как это называется? Это называется лицемерием. Но я могу еще даже на более глубоком уровне лицемерить, я могу языком говорить, думать: «Кришна, забери все, все бери…» — говорить об этом, думать об этом, а на уровне разума у меня будет появляться образ: «И тогда я буду наслаждаться!» Потому что этот звук на уровне интеллекта, – это образ, идея некая или моя концепция, понимание того, кто я, что я, зачем я здесь. И решимость, если она охватывает все три уровня, то тогда ничего не придет. Проблема в том, что чаще всего наша решимость, она охватывает первый уровень, языковой, и второй уровень. Но на уровне более глубоком, третьем, решимость остается прежней.
Итак, перейдем непосредственно к практике, как я сказал ранее в начале любой аскезы формируется намерение, – Санкальпа, — содержащее позитивное утверждение и время, на которое запланирована аскеза, например: «Я буду каждое утро, в брахмам мухурту, читать мангалам делать полный ачамн, наносить тилаку, читая необходимые мантры, и вычитывать 4 круга ММ » или «Я буду каждый вечер, перед сном, говорить своей жене, какая она красивая, и гладить её волосы и благодарить Бога, за все что я имею» (последнее, кстати говоря, — очень хорошая практика для любого человека, практикующего йогу, поскольку за практикой люди часто забывают о том, что рядом с ними живут близкие люди и они нуждаются в первую очередь в заботе и нежности, а не в аскезах).
После того, как намерение сформулировано, необходимо выбрать оптимальное время для самой практики. Самое лучшее время для этого — перед сном. Именно в эти моменты человеческий ум как никогда восприимчив к поступлению новой информации, оценивает её некритически, позволяя ей как следует усвоиться и затрачивая на это минимальное количество времени. Условно говоря, если в обычном состоянии сознания требуется 100 раз повторить какую-то мысль, прежде чем она усвоится и станет «родной», то в состоянии глубокого расслабления достаточно 10 раз (цифры, разумеется, очень приблизительные и показывают только примерное соотношение между повторением мысли в разных состояниях сознания одного и того же человека; не нужно ориентироваться на эти цифры при практике санкальпы, потому что результатом практики должна быть достигнутая цель, а не количество повторений санкальпы).
Также подойдёт спокойная медитация в любой другой удобной позе. Для этого нужно минут 5-10 последовательно расслабить мышцы рук, ног, шеи, спины, лица, востановить дыхание. А после этого, в течении следующих 5-10 минут, спокойно, не напрягаясь, начать повторять про себя заранее сформулированное намерение, визуально представляя, как оно приблизительно будет осуществляться.
Завершать практику можно двумя способами: либо спокойно заснуть (кстати, можно заснуть и во время практики — ничего, кроме пользы для тела и полноценного отдыха, не будет), либо спокойно полежать минут пять, подвигать руками, ногами, похлопать по мышцам тела, встряхивая их после расслабления и потом заняться своими делами.
Вот, что пишут о практике Санкальпы в учебнике по йоге:
Практиковать санкальпу желательно каждый день, в одно и тоже время, — до тех пор, пока не придёт результат в виде достижения поставленной цели. Если цель долговременная, труднодостижимая, поставленная на десятилетия вперёд, — то практиковать санкальпу можно через день, один раз в неделю или даже один раз в месяц. Главное, делать её более-менее регулярно и повторять одну и ту же мысль, не изменяя её.
Нужно помнить, что с помощью практики санкальпы можно серьёзно изменить свою судьбу, стать выдающимся человеком и достичь практически любой разумной цели. Поэтому относиться к этой практике нужно серьёзно и очень чётко формулировать своё намерение, прежде чем повторять его. Естественно, никто не отменял закон кармы, — так что не нужно строить иллюзию, что с помощью практики санкальпы достижима абсолютно любая цель. Не любая. Но та цель, которая не вступает в конфликт с твоей прошлой кармой, вполне достижима. Нужно только прикладывать определённые усилия для её достижения, не ограничиваясь повторением санкальпы. Потому что сама санкальпа нужна только для того, чтобы ум не сопротивлялся поставленным целям. Но достигать самой цели нужно будет прикладывая какие-то усилия, — просто так с неба ничего не упадёт.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.