САМСКАРЫ

Самскары. Это значит, что представления людей о том, кто такой Бог, что такое душа, добродетель, спасение, смысл жизни, предназначение религии, освобождение и т. д. формируются из всего того, что они услышали, узнали, прочитали, поняли и (осознанно или неосознанно) почувствовали, начиная с самого детства и вплоть до настоящего момента, и когда они читают слова шастры, они вкладывают в них именно эти приобретенные в течении жизни значения [хотя шастра вкладывает в эти слова совершенно другой смысл].
Именно поэтому [т. е. из-за привязанности к накопленным самскарам] нам чрезвычайно трудно осознать и принять, что всё, что мы знаем из своего опыта; всё, во что мы верим; всё, чему мы научились, и, сооответственно, всё, что мы думаем — неправильно, и что нам необходимо начать понимать шастру с чистого листа, как если бы мы снова стали пока еще ничего не знающими детьми, которые ничего такого не слышали и ни о чем таком не думали.
Я сам никогда бы не стал самим собой, если бы с самой юности не сомневался в том, что говорят об этих вещах люди, писатели и ученые, и не был готов учить самые диковинные языки, чтобы читать тексты о Боге и смысле жизни в оригинале, а не полагаться на мнения и эмоции других людей, вкладывающих их в свои переводы.
И, представляете, сразу на второй день после моего приезда [в Индию], мой Гурудэва сказал мне: «Прежде всего ты должен собрать всё, что ты знаешь: всё, что прочитал; всё, чему научился; всё, что понял, и всё, что испытал на собственном опыте. Положи всё это в тяжелый чемодан и выбрось в море там, где оно самое глубокое. Начни всё заново!»
И однажды, когда я очень расстраивался из-за того, что не родился индусом в Индии и не получил тех внутренних представлений (самскар) о дэве, дэви, аватаре, бхакти и т. д., которые получает с детства каждый индиец, он по-настоящему рассердился и сказал мне: «Ты ничего не потерял. Это удача, что ты с детства не впитал все эти посторонние идеи! Ты бы научился здесь только неправильным вещам. Нечему учиться у людей, писателей и т. д. Лучше учись непосредственно у самого Бога, — тому, чему Он учит своими собственными словами (в шастрах)!»

Свами Садананда даса. Из письма ученикам.

Свами Садананда — немецкий ученый Эрнст Георг Шульце, ставший первым западным учеником основателя Гаудийа Матха Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати в 1934 году

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.