рагануга-бхакти и садхана-бхакти

❓ВОПРОС: Вы сказали, что рагануга-бхакти и садхана-бхакти – это два параллельных пути. И рагануга-бхакти не является продолжением садхана-бхакти. Поясните, пожалуйста, как это согласуется с обратным утверждением Прабхупады в его книгах?

✅ОТВЕТ: Впервые о вайдхи-садхане и рагануга-садхане как о двух последовательных этапах одного пути заговорил Бхактивинода Тхакур.
Рупа Госвами, который ввел эту классификацию, очень ясно и отчетливо разделяет их. Разумеется, это противоречие только кажущееся.
Разрешается оно таким образом: вайдхи и рагануга – это два пути со своими особенностями. Но Шри Чайтанья Махапрабху принес именно раганугу. Вайдхи была и до него.
Все гаудия-вайшнавы следуют Шри Чайтанье Махапрабху, то есть практикуют рагануга-садхану, где причиной для практики является вкус, а не страх. Однако на первых этапах духовного пути, вплоть до уровня ручи, когда вкус не такой сильный, нам нужно прибегать к помощи правил в своей духовной практике, а не просто доверять своему вкусу.
В этом случае следование правилам поддерживает нашу нестойкую привязанность и позволяет духовному вкусу окрепнуть. Шрила Джива Госвами называет эту ступень аджата-ручи рагануга-садхана. По форме она гораздо больше напоминает вайдхи-садхану.
Бхактивинода Тхакур, а вслед за ним и Шрила Прабхупада простоты ради так и называют эту ступень – вайдхи. Но это не вайдхи в чистом виде, потому что цель ее другая – развить в себе привязанность, а не просто следовать правилам и обрести освобождение.

© Бхакти Вигьяна Госвами
📜 Из личной переписки с учеником

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.