ПРО ВЕЧЕРНЕЕ АРАТИ

Помните киртан «джая джая радха кришна югала милана»? Радха и Кришна – это Божественная Чета. Арати коройе лалитади сакхи гана. Нужно понимать, кто совершает арати. Это делает Лалита, а позади нее стоит Вишакха, она обмахивает чамарой и поет киртан. Там присутствуют все сакхи: Тунгавидья играет на мриданге, Читра – на караталах, а тысячи сакхи любуются этим прекрасным зрелищем.

Одна гопи играет на вине. Тунгавидья, Читра и другие гопи – все очень искусно играют на разных инструментах и поют:

джая джая радха кришна югала милана
арати коройе лалитади сакхи гана

Мадана-мохана рупа три-бханга сундара. Как выглядит Кришна? Он стоит в позе три-бханга (когда тело красиво изогнуто в трех местах). [Гурудев показывает, в каких частях тела Кришна изогнут.] Эта сцена необычайно красива: Кришна играет на флейте, Его голову украшает павлинье перо, а грудь – вана-мала (гирлянда из лесных цветов). Кришна с нежностью смотрит на Шримати Радхарани и улыбается. Мадана-мохана рупа – столь прекрасный облик очарует каждого, кто Его увидит, даже Камадева!

Питамбара шикхи-пуччха-чуда-манохара. Я не вижу, есть ли на Кришне питамбара? Он и так очень красив, но все-таки старайтесь, чтобы у Него была питамбара!

Лалита-мадхава-баме вришабхану-канья. Слева от Кришны стоит вришабхану-канья, прекрасная дочь царя Вришабхану, Шримати Радхика. Кто такой Лалита-Мадхава? Это объясняется в «Шри Удджвала-ниламани». Кто такой Мадхава? Он – лалита, очень красивый и игривый. Очаровательный Лалита-Мадхава никогда не стоит или сидит с Яшодой-маийей, Нандой Бабой или сакхами. Где же Его можно найти? Там, где Шримати Радхика. Когда с Ней рядом Лалита-Мадхава, Ее Саму называют Мадхави – Лалита-Мадхави. Есть много объяснений слова лалита, но Кришна – единственный лалита-наяка. Ни Рама, ни Дваракадхиш, ни Вайкунтха-пати не могут быть им. Субала Сакха – не лалита, и сын Яшоды – не лалита. Кто же тогда лалита? Тот, кто стоит справа от Шримати Радхики в окружении Лалиты, Вишакхи, Читры, Чампакалаты, Индулекхи, Рангадеви, Судеви, Рупы-манджари, Рати-манджари и Лаванги-манджари. В их присутствии Он может быть лалита.

Во время исполнения этой песни приходит столько настроений! Вы почувствуете, словно видите Их воочию – вместе с Лалитой, которая проводит Им арати.

Почему Шримати Радхику здесь называют вришабхану-канья, а не киртика-канья? Потому что Вришабхану Махарадж любит Шримати Радхику гораздо больше, чем Ее мама, Киртика-деви. Он нашел Шримати Радхику на лотосе в водах Ямуны, хотя иногда [в разные калпы – прим. ред.] Она рождается из лона Киртики-деви. Но в любом случае Вришабхану Махарадж любит Шримати Радхику гораздо больше. А Кришну Яшода Ма любит сильнее, чем Нанда Баба. Он тоже любит Кришну, но любовь мамы Яшоды намного сильнее. У Шримати Радхики же все наоборот.

Нила-васана означает, что Шримати Радхика облачилась в синие одежды – одежды цвета тела Мадана-мохана Кришны.

Нана-видха аланкара коре джхаламала. Шримати Радхика носит много драгоценностей. Кто украсил Ее? Сам Кришна.

Лалита говорит Кришне: «О, Ты не знаешь, как надо украшать Радхаджи», и слегка отталкивает Его.

«Сама ты не умеешь, Я лучше тебя знаю, как это делать!» – отвечает Кришна.

Наблюдая за их спором, Шримати Радхика смеется.

Хари мано-вимохана вадана удджвала. Шримати Радхика так очаровательна, что Кришна отдает Ей Свое сердце без остатка. Радхика похищает Его сердце.

Вишакхади сакхи-гана нана раге гая. Вишакха и многочисленные сакхи (Читра, Чампакалата, Рупа-манджари, Лаванга-манджари, Ананга-манджари и другие) поют мелодичные киртаны.

Прия-нарма-сакхи джата чамара дхулая. Кто такие прия-нарма-сакхи? Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья и остальные. Сакхи так много, и все они красиво и смиренно обмахивают Божественную Чету чамарами. Их грациозные позы очаровывают Кришну.

Шрила Бхактивинода Тхакур молится: шри-радха-мадхава-пада-сарасиджа-аше… Сарасиджа означает «лотос». Стопы Шри Радхи-Мадхавы подобны нежным лотосам, и Шрила Бхактивинода Тхакур хочет служить им.

Итак, во время арати мы можем дополнить поклонение такими настроениями. Какой смысл проводить арати Радхе-Кришне, исполняя в это время песню, посвященную Господу Нрисимхадеву (кешава дхрита нарахари рупа)? Нарахари не может войти во Вриндаван. Первое время парама-пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж давал обычным людям «Кешава-дхрита-нарахари-рупа» до посвящения в дикша-мантры Радхи и Кришны, чтобы так или иначе вовлечь их в поклонение Шри Радхе и Кришне. Это называется «собирать преданных».

Пусть начинающие поклоняются таким образом, но те, кто хочет духовно расти, должны поклоняться у себя дома по правилам. Мы не будем менять порядок, установленный в других храмах, но ты, твоя жена и дети [обращаясь к Ниргуне Прабху – прим. ред.], а также некоторые преданные-единомышленники должны стараться следовать иным принципам. Вы сами увидите, как улучшится ваша духовная практика!

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Бэджер, 29 июня 1996 г.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.