0 Comments

🕉 ПРОСВЕТЛЕНИЕ ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ 🕉
🔹ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ🔸

🔹Искатель:
Свами, сейчас многие люди в интернете рассказывают о своем просветлении. Они говорят, что они его достигли спонтанно, без практики или с небольшими усилиями. Как вы к этому относитесь?

🔸Ответ гуру:
Если это истинное просветление — остается только порадоваться.
Ведь чем больше будет на планете просветленных людей, тем лучше для всего мира.
Если кто-то достигает небольшими усилиями, значит он получил сильный шактипат, нисхождение милости от Шивы благодаря заслугам прошлых жизней.
Если вы делали серьезный тапас в прошлом, то в этой жизни многое приходит без усилий.
Но все что выше — требует тапаса.
Вы легко восстанавливаете свой уровень, достигнутый в прошлых жизнях.

🔹Искатель:
Но здесь у меня есть сомнение: истинное ли это просветление или выдумки ума и эго.
Ведь духовно неопытный человек может принять какое-то незначительное переживание, экзальтацию чувств за подлинное просветление.
А другой, еще более духовно неопытный человек, может ему поверить.
Какие-то есть здесь критерии?

🔸Ответ:
Конечно. В нашей традиции такие критерии есть, они весьма ясные и любой учитель или опытный санньяси знает о них.
Эти критерии хорошо описаны, изложены в шастрах, священных писаниях, упадешах традиции.
Они передаются по линии преемственности и детально разбираются и изучаются каждым начинающим учеником в ходе обучения.

Истинное просветление (бодха) разрушает неведение эго и карму, это называется «мано-наша» и «васана-кшая».
Если неведение не разрушено, оно — не истинное.
Что здесь важно понять: просветление просветлению — рознь
Нет какого-то одного общего Просветления — раз!… и все.
Здесь нужно различение.
Есть разные уровни просветления.
К тому же есть масса состояний ложных, похожих на просветление, но ими не являющихся.

Здесь нужна вивека, знание шастр, строгая опора на шастры, описывающие опыты, признаки, знаки просветления, и связь с гуру-парампарой, с опытным духовным учителем.
Также нужно получать подтверждение своих опытов от духовного учителя.
В нашей линии есть целая разработанная система получения подтверждения разных уровней просветления, присвоения джняна-бхуми, уровней созерцания.
Важно не определять самому свой опыт, поскольку легко можно войти в иллюзию, а получать такое подтверждение от старших в своей традиции.

✴ РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Есть масса психологических состояний к просветлению не имеющих вообще никакого отношения, но, тем не менее, их могут несведущие люди называть просветлением.
Некоторые из них — это просто нарастание психологического приятия, тишины, внутренней гармонии.
Некоторые вообще могут быть навеяны марами, духами, внутренними демонами.
Бывает, человек пребывает в демоническом обольщении, бывает в его тело может вселиться дух, это называют «пишача-авеша», или он может быть временно одержим мирским божеством, это называют «авешкара» и ложно поверить в то, что он достиг просветления.

Бывает, под воздействием препаратов типа аяваски, ЛСД, он может переживать какие-то необычные измененные состояния сознания (ИСС) и это посчитать просветлением.
Но ИСС — это не просветление.
Это просто вы открыли дверь и заглянули на время в загадочный мир второго сознания.

Например, лет двадцать назад одна женщина с Украины мне рассказала, что она думает, что получила некое просветление.
Когда стали прояснять оказалось, что под просветлением она имела в виду просто небольшое отпускание жестких шаблонов ума — не хотеть лишних вещей, не есть мясо, не кричать на детей, не злиться на мужа, когда он делает что-то не так.
Это прекрасно, но это совсем не то же самое, что имеет в виду традиция святых.
Другой человек из США лет десять назад рассказывал про свое телепатическое общение с представителями иных цивилизаций и считал себя просветленным.

Здесь нельзя идти на поводу иллюзий и нужно строго руководствоваться критериями шастр, мнением святых.
Все эти переживания, кроме саттвичных, вообще никак не способствуют просветлению, хотя могут казаться важными для человека, их переживающего, — все это сфера ума, человек не покидает сферу ума, эго, сферу своих пяти оболочек и на растворяет свое эго, не растворяет свою карму.

✴ ИЛЛЮЗИИ, ПОХОЖИЕ НА ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Есть иллюзорные состояния, в которые человек просто верит, не имея опыта.
Например, человек, изучая Адвайту, верит в Брахман, в пустоту, в шунью, в иллюзорность мира, в изречение «Все есть Брахман» или «Я есть Брахман».
Но это не просветление, это — вера в воззрение.
И такая вера побуждает его думать, что он обрел просветление.
Но при рассмотрении обнаруживается, что вера эта — достаточно шаблонная, дуальная, не затрагивающая эго.
Что она не запускает процессы растворения двойственных мыслей (викальпа-кшая), не уничтожает отождествление с эго и умом (мано-наша), не разрушает глубинные тенденции кармы (васана-кшая).
В лучшем случае, это — крийя-джняна, парокша джняна, тренировка в мировоззрении Адвайта Веданты, но никак не просветление.

✴ ЛОЖНЫЕ ВИДЫ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Есть также состояния, похожие на просветление, но ими не являющиеся. Например, временная остановка ума, мано-лайя, ложная нирвана, есть темное самадхи (джада-самадхи), достигаемое хатха йогой, кундалини йогой и т д.
Есть быстротечное самадхи, описываемое Шри Даттой в тексте Трипура Рахасья, это тоже не просветление.
Глава текста, говорящая об этом, так и называется «О бесполезности быстротечного самадхи».

✴ ПОЛУПРОСВЕТЛЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ

Есть множество полупросветленных состояний, переживаемых искателями на уровне 1, 2, 3 джняна бхуми, которые, строго говоря, нельзя называть просветлением.
Здесь и разные отклонения, типа потеря действия в недвойственном воззрении, и медитации, ведущие к состоянию пралайя-кала.
Опыт медитации в первой джняна бхуми, мано-лайю, временную остановку ума, затухание ума в медитации, тоже иногда называют просветлением.
Например, вы приехали в Индию, сели в храме медитировать и погрузились в блаженство и внутренний свет на 20 минут или полчаса.
Или это произошло в ашраме в недельном ритрите.
Но это — просто мано-лайя.

Опыт второй джняна-бхуми, ведущий к самоосвобождению мыслей и чувств (викальпа-кшая), благодаря удержанию Я-мысли, тоже иногда называют просветлением.
Но это не просветление.

Третья бхуми, ведущая к мано-наша, уничтожению отождествлению с эго и умом, очень похожа на просветление, это уже предтеча просветления, но и она не является просветлением.

✴ КРИТЕРИИ ИСТИННОГО ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Истинному мастеру, гуру принадлежащему к традиции святых, легко узнать, проверить любого садху, ученика, и здесь не может быть ошибок, и он не спутает состояние просветления и от непросветления.
Это подобно тому, как опытный музыкант не спутает ноту ля и ноту ре, или автомеханик никогда не спутает мерседес с ЗИЛом.

Есть семь стадий, уровней просветления, джняна бхуми.
И когда идет речь об оценке духовного опыта, о достижении просветления, мы следуем этим критериям, описанным в упанишадах, например, в Вараха упанишаде, в других текстах, например, Йога Васиштхе, Вивека Чудамани, в упадешах святых Санатана Дхармы, Шиваизма.

Истинное просветление, согласно шастрам и учению линии передачи начинается с четвертой бхуми, именуемой «сатвапати».
Что именно означает эта бхуми, каковы ее признаки — знает каждый мастер, но широко об этом не принято много говорить, чтобы умы людей не фантазировали.
С этого уровня обычный садху становится «джняни», знающим Брахмана, и ему присваивают титул «брахма-вид», «брахма-ништха».
Хотя это — не окончательный уровень.
Есть еще три гораздо более высоких состояния 5, 6, 7 бхуми.

Измерения просветления, просветленные состояния — это целый космос, и чтобы ориентироваться и не потеряться в нем, надо посвятить этому всю жизнь, практикуя и опираясь на шастры, парампару, на свою традицию святых и своего гуру.

🕉 Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудеванада Гири

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.