«Природа творчества». Часть 4

Александр Геннадьевич Хакимов

«Природа творчества». Часть 4.

«Бог безграничен»

Выше планеты Брахмы располагается Кайлаш. Это удивительное место, которое трудно описать словами. Я не видел Кайлаш, обитель Шивы, но я слышал о нем. Это уже не материальная обитель, но еще не духовная, а промежуточная. Шива находится там в постоянной медитации, в полном отречении. Его ничто не привлекает – ни формы, ни запахи. Говорится, что он – высочайший йог, отец и бхава этого мира. Он управляет нашей аханкаройложным эго. Его энергия – это связь материи и духа. Наше ложное эго, наше достоинство – тело, которым мы так дорожим, – это и есть аханкара. Мы так любим свое тело, что ради него можем убить другое тело. Но для того, чтобы отдать свою жизнь, нужен стимул более высокий, чем аханкара. Это может быть большая любовь, сильное впечатление или такое творчество, которое толкает людей сделать подвиг, отречься от себя. Очень трудно отречься от своих желаний, от самого себя, своих планов и мнений. Так трудно признать свои ошибки и простить других! Такова аханкара, энергия Господа Шивы, которой связан весь мир.

Но сам Шива в своей медитации наслаждается в сотни раз больше Брахмы. А если мы умножим его счастье еще в сто раз, то получим счастье, доступное в обители Вишну. Нет счастья более высокого, чем в Его обители, потому что там нет границ. Бог безграничен.

 

«Война уже предопределена»

Когда творец создает эту вселенную, то все начинается со звука. «Вначале было слово. И слово было у Бога. И слово было Богом». Так вкратце Библия говорит о творении. Веды подробнее описывают, как это происходило, что это был за звук. Первый звук, который услышал Брахма, – «тапа, тапа, тапа». Брахма не только услышал этот звук, но и понял его смысл. Если вы слышите сердцем, то вы уже понимаете все, даже язык муравья, и вам не нужно учиться. Поэтому нужно учиться слышать свое сердце – мы учимся всему остальному только для этого.

Пять тысяч лет назад жил великий мудрец, Вьясадева, который записал все Веды. Это был его великий труд. Веды – это не его знания, он просто записал их. Эти знания называются шрути, они даются свыше и воспринимаются на слух. Так пророк Мухаммед слышал и записывал откровения. Все Веды делятся на шрути (то, что воспринимается на слух) или смрити (то, что мы можем наблюдать и запомнить, – например, исторические хроники). Есть также ньяя – это логика.

Великий мудрец Вьясадева пошел на поле битвы Курукшетра, где в то время сражались Пандавы и Кауравы, чтобы умиротворить всех, напомнить, что все мы – братья, прекратить братоубийственную войну. Там были великие личности: Бхишмадев, Дроначарья – основатели династий, хранители высочайших духовных традиций. Было очевидно, что с их гибелью в мире будет пустыня, люди спустятся на низкий уровень творчества. Они будут развлекаться тем, чем запрещено развлекаться: едой, сном, совокуплением и обороной, превращаясь в животных.

Вьясадева пришел и призвал всех к миру. Но, несмотря на его огромное могущество, накал страстей был очень сильным, и даже Сам Кришна присутствовал на поле битвы Курукшетра. Вьясадева понял, что война уже предопределена, судьбу планеты не изменить. Все воины с обеих сторон будут уничтожены, останутся лишь пятеро.

 

«Только счастливый человек — смиренный»

Очень расстроенный тем, что такие великие личности погибнут, Вьясадева ушел с поля битвы. Он заметил, что ему перебегал дорогу какой-то паучок. Паучок очень спешил, спотыкался, переворачивался, но бежал дальше. Вьясадева спросил его: «Куда ты так спешишь? Какие у тебя проблемы? Вот там, на Курукшетре – это проблемы». Но паучок ответил: «Разве ты не знаешь, мудрец, что сейчас здесь пройдет боевая колесница Арджуны и Кришны, все будет разрушено. Мы такие маленькие существа, мы не выживем». Вьясадева рассмеялся: «Ты заботишься о своей жизни. Там Бхишма, Дрона. Никто и не всплакнет, даже не заметит, когда ты будешь уничтожен. Успокойся, не спеши, всему миру конец. Какой толк от мира, если после этой битвы останутся одни животные, а людей уже не будет?» Но паучок встал перед ним в позу и воскликнул: «Ах ты, надменный, гордый мудрец, да будет тебе известно, что у меня тоже есть чувства, есть разум, моя семья и моя жизнь. Они также ценны, ты забыл? Ты же мудрец и должен видеть равенство всех живых существ!» Вьясадева обладал великим разумом, и потому ему стало стыдно за свои слова. Он поклонился паучку как своему учителю и пошел дальше.

Великий разум означает также великое смирение. Вы можете склонить голову перед истиной, даже если вас наставляет паучок. Именно такой разум дает счастье. Только счастливый человек, очень творческая личность, может вести себя так смиренно. В сказках мы слышим, что говорят рыбки, паучки, птички. Корова тоже может заговорить: «Войди мне в одно ушко, выйди из другого ушка». Нам даже нравится то, какие полезные вокруг нас живые существа, сколько они могут принести нам радости и удачи. Удача приходит оттого, что все живые существа любят друг друга и взаимодействуют друг с другом, отвечая на добро и любовь. Если вы поете или играете красивую музыку, то птицы, животные и растения тоже чувствуют ее. Описывается, что обители мудрецов, которые каждый день с чувством пели ведические гимны под простую музыку ситары, на которой всего две струны, превращались в рай. Деревья в тех местах меняли свою форму, цветы становились другими, прилетали особые птицы. Вся атмосфера их миров преображалась от звука. «Вначале было слово. И слово было у Бога. И слово было Богом».

 

«От себя не уйдешь»

Звук может быть божественным. Вся суть творчества заключается в том, чтобы достичь божественного сознания, возвыситься внутренне. Невозможно возвыситься, сидя в самолете или даже в космическом корабле. Если нас физически поднять на большую высоту, наше сознание от этого не возвысится, но мы будем страдать еще больше. Нам не нравится страдать на телегах, поэтому мы страдаем в машинах. Когда нам надоедает страдать в машинах, мы страдаем в самолетах или поездах. Мы все равно страдаем, потому что наше сознание остается на том же уровне – от себя не уйдешь. Если человек будет жить на сотом этаже небоскреба, он не будет выше других. Духовно он станет ниже других, хотя физически будет находиться выше. Говорится: «Первые станут последними, а последние – первыми».

Очень важно, что мы думаем о себе. Чем больше мы думаем о высших энергиях и личностях, тем счастливее становимся. А если мы думаем только о тех, кто ниже и хуже нас, то мы усиливаем аханкару, ложную гордость. Если же мы думаем о тех, кто равен нам, о людях и человечестве в целом, то мы начинаем конкурировать. Нужно одновременно думать о высших, низших и равных. Старшим нужно служить всей своей жизнью, почитать их и получать от них наставления и благословения. С равными нужно дружить, избегая конкуренции и зависти; не следует клеветать на них и ставить подножки. А о низших существах нужно заботиться, как о младших братьях. Нельзя эксплуатировать и убивать их.

Сейчас мы сосредоточены на человеческом гуманизме. Гуманизм означает хорошее отношение к человеку. В светском обществе не требуется хорошо относиться к животным. Но когда вы достигаете духовного сознания, то видите, что все живые существа имеют равную природу, что все они живые.

Творчество может проявляться в разных гунах природы. Все склонны творить: и дети, и взрослые. Представители разных национальностей по-своему поют, танцуют и пишут музыку. Но все они используют в своем творчестве законы ритма. Или, например, можно нарисовать какую-то абракадабру и показать ее другим. Но никто не увидит в ней гармонии. Но если вы добавите ритм, то получится очень красивый ковер. Все будут рассматривать каждую абракадабру в рисунке этого ковра и сравнивать их между собой. В музыке, как и в танце, ритм также играет ключевую роль. Танец, музыка и изобразительное искусство связаны едиными законами ритма. Звук – это тоже ритм, с помощью которого мы начинаем постигать смысл слов, которые мы произносим, читаем или думаем. Это ритм мыслеобразов.

 

«Звук может быть разным»

Вся человеческая речь фиксируется в ДНК как вибрации звука. Затем она сжимается в солитоны, которые формируют наше ДНК, а значит, и наше физическое существование. Звуком можно исцелить, звуком можно проклясть человека, звуком можно его оскорбить.

Когда Ксанф спросил Эзопа: «Что самое отвратительное в жизни?», тот ответил: «Язык». Язык может предать, оклеветать, может сказать: «Нет». Эзоп стал перечислять, и Ксанф согласился с ним. Какая жуткая, ужасная вещь – язык! Если мы неправильно используем его, то очень сильно страдаем, ведь наши слова являются нашей судьбой. С помощью слов и интонаций мы строим отношения. Ксанф продолжал спрашивать: «Эзоп, ты прав. Тогда скажи мне, какая самая прекрасная вещь?» Эзоп ответил: «Язык. Язык может сказать «люблю», язык может сказать «да»». Он стал перечислять все хорошее, что можно сказать.

Звук может быть совсем разным. Он может иметь такое могущество, что мы не выдержим, и он просто разорвет нас на части. Представьте, если при вас начнут кого-то оскорблять, используя отвратительные слова и интонации. Вы почувствуете, что это жутко, у вас изменится температура и цвет лица, начнет трясти, колотить; может случиться даже инфаркт, разрыв сердца.

 

«Звук создает образ»

Как чувствует себя человек, которого с помощью звука оклеветали, наложили на него ложные образы и поведение? Звук убедителен. В одной стране с помощью одного только звука произошел переворот. По радио объявили, что все должны сложить оружие, поскольку враг занял все стратегические позиции, и они окружены. Это был обман, но противники сложили оружие по одному звуку радио.

Силу звука доказал еще Павлов. Он экспериментировал с воздействием звука на людей. Это были очень простые, но очень интересные и важные эксперименты. Он говорил: «Звук создает образ». В непрозрачной колбе на определенном уровне был налит кипяток. Подопытный человек должен был дотронуться до кипятка, не видя уровня воды. Он должен был осторожно искать его собственной рукой. Когда человек обжигался и отдергивал руку, включался звук: «Кипяток». Так делали в течение нескольких дней, и уровень кипятка каждый день был разным. Иногда кипятка не было в колбе, и просто включали звук, но всякий раз по этому звуку люди автоматически отдергивали руку. Павлов понял, что звук несет в себе мыслеобраз. То же самое написано в древних Ведах.

Поэтому говорится: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». «Что написано пером – не вырубишь топором». Звуковой образ, клише или матрица всегда отпечатывается в сознании. На санскрите такой отпечаток, который может остаться на всю жизнь, называется самскара. Однажды сказанное оскорбительное слово вонзается в сердце, и, даже несмотря на то, что вы его вырвали, – извинились, простили, – дырка все равно остается. Все свои чувства, эмоции, происходящие с нами события мы пытаемся выразить при помощи языка. Если вы пережили то, что вы описываете, то другие тоже переживут это просто по звуку. Например, человек пришел с мороза и говорит: «Ох, мороз сегодня!» По одной этой фразе вы сразу понимаете, какая температура за окном.

 

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.