«Природа творчества». Часть 2

Александр Геннадьевич Хакимов

«Природа творчества». Часть 2.

«Звук – это начало творчества»

Творчество может быть в разных качествах, оно предназначено для отречения от обыденности. Насколько музыка или другой вид искусства помогает нам оторваться от обычной реальности, настолько глубоко мы вдруг чувствуем счастье свободы. Люди могут испытывать такое счастье от музыки, что начинают плакать. Когда мы впервые слышим что-то сокровенное, будь то музыка, чья-то речь или проповедь, мы чувствуем бурю эмоций, в нас пробуждается огромное количество энергий. Удивительная сила пробуждается внутри нас, и мы забываем, что было сегодня, вчера, забываем про работу, – вся скука уходит. Мы просто чувствуем счастье, потому что в этот момент отрекаемся от обыденного мира и становимся самим собой. Если человек работает за станком, точит болты и гайки, то ему не нужны высшие энергии, чакры – он не может это применить. Как личность он не нужен болтам и гайкам. Он становится частью станка, механизма.

Но нам нужно еще почувствовать то, что мы хотели бы ощутить. У нас есть способности ощущать, но мы их не используем. Поэтому мы хотим слушать музыку, хотим смотреть постановки, танцы, видеть яркие таланты, сногсшибательную красоту. Люди едут на Памир, в Гималаи, попадают в опасные ситуации, чтобы ощутить жизнь, проснуться. Некоторые прыгают с парашютом, а некоторые – даже без парашюта. Не так давно я узнал, что японцы придумали новую творческую игру. Они сначала сбрасывают с самолета парашют, а потом прыгают сами. Сначала они сделали эксперимент: человек был с парашютом, бросал другой парашют и прыгал за ним. В полете он должен был догнать парашют, успеть надеть его и дернуть за кольцо. Им это удалось, и теперь они поднимаются высоко в воздух, бросают парашют и прыгают за ним. Такой экстрим нужен для того, чтобы оторваться от обыденности, получить адреналин.

Как было сказано ранее, звук – это начало творчества. В древнем Китае, прежде чем давать людям высшее образование, их сначала обучали двум наукам, а потом решали, обучать этого человека дальше или нет. Сейчас это утрачено. Эти две науки – музыка и живопись. Если человек не мог слышать или видеть ничего красивого, то ему не давали высшее образование. Вначале сердце человека должно было быть связано с красотой, и только потом его можно обучать. Не так, что человек, который ничего не видит и не слышит, получает квалификацию в обществе. Если он не воспринимает красоту и гармонию, он становится мошенником. Каждый человек по природе мошенник. Но красота и гармония очищают человека, освобождают от ложных представлений и от ложного эго.

 

«Красота – огромная сила»

Красота – огромная сила. «Красота спасет мир». Есть интересный пример этого. Одна женщина говорила: «Мой муж пьет. Он хочет бросить, он хороший человек, но слабый, и поэтому уходит в запой. Это серьезная проблема, но мы пытаемся ее решить. Я пробовала разные способы, но, рано или поздно, он возвращался к выпивке. Но одна подруга посоветовала мне: ”Под Краснодаром, недалеко, есть красивое озеро. Вы там не были? Это озеро лотосов. Не простых лотосов, не кувшинок, а царских лотосов. Они очень красивы, и их запах распространяется на сотни метров вокруг. Свози его туда, пусть посмотрит на эти заросли высоких, огромных лотосов”». Та женщина повезла мужа к озеру, он посмотрел на лотосы и полгода вообще не притрагивался к спиртному. Он плакал, когда видел всю эту красоту! Когда человек имеет пороки, его сердце сковывается и, прежде всего, становится невосприимчивым к красоте. Вы говорите: «Посмотри, как красиво!» А он отвечает: «Ну, да» и не обращает внимания. А если посмотреть другими глазами, то можно постоянно видеть вокруг много прекрасного.

Мы с женой и дочкой тоже были на том озере, и я не ожидал увидеть такое. До того я иногда видел лотосы в ботанических садах. Но когда увидел их в природе, то был поражен этой удивительной формой жизни, невероятной чистотой. Люди сделали мостки прямо в воду, и можно идти по мосткам среди зарослей лотосов с толстыми стеблями.

В каждом стебле лотоса есть 6 каналов. В Пуранах описано, что вселенная построена по образу лотоса, поэтому лотос – это отражение Вселенной. Все творение этого мира начинается с лотоса, который вырастает из пупка Гарбходакашайи Вишну, лежащего на водах вселенной. Этот образ духовный, а потому он невидим для материальных глаз. Из Его пупка вырастает стебель, из стебля – лотос, и в этом лотосе появляется первое живое существо – творец вселенной. Он занимается непосредственно творением. Когда моя дочь увидела эти заросли, она спросила: «Папа, это что – рай?» На ее месте я бы сказал то же самое. Но она, как ребенок, смогла выразить свои чувства непосредственно и легко.

 

«Бог – это красота»

Я занимаюсь разной деятельностью, в основном даю лекции, общаюсь в аудиториях. У меня уже есть опыт и даже известность – как в городах СНГ, так и за рубежом. Когда мне нужно отдохнуть, то лучшее для меня – это рисовать что-то красивое. Но по своему опыту я знаю, что, когда вы долго ничего не изображаете, не наблюдаете внимательно, то утрачиваете острое восприятие. А если вы начнете рисовать, то куда бы ни посмотрели, сразу видите гармонию, красоту, великолепные сочетания. Оказывается, красота есть всюду, если смотреть глазами художника.

Однажды я прочитал биографию художника Васильева. Он умер в 23 года, когда уже считался гением живописи. За свои юношеские годы он создал много шедевров – в основном, пейзажей. Он заболел чахоткой, туберкулезом, и был отправлен из Ленинградской области, где жил и писал, на Черное море, в Крым. Там была творческая дача. Я прочитал его письмо, написанное Репину. Это были его впечатления о Черном море, о Крыме, о природе, которую он видел впервые, – чудо, а не письмо! Я не ожидал прочитать такого. Этот человек так тонко чувствовал, так восхищался всем! Он описывал такие потрясающие вещи, что у него не хватало слов. У него внутри была буря, огромная сила, тонкая энергия чувств. Васильев лицезрел все то, что находится прямо перед нашими глазами, но видел тонко, остро, видел сердцем. Он чувствовал красоту.

А Репин написал ему в ответ: «Бердяев сказал (это известный русский философ), что человек, который видит красоту природы, верит в Бога». И Васильев ответил ему: «Да, я верю в Бога!». Он ликовал, когда прочитал ответ, потому что Бог – это красота. Вот с чего нужно начинать постижение Бога. Нужно увидеть, услышать красоту – и создать ее.

 

«Личность не умирает»

Бог творит с большим уважением к любой форме жизни, и каждая из этих форм – Его творение. Творение – это удивительная картина и тема для обсуждения. А человек – особое творение. Человеческое тело, подчиненное программе рождения и смерти, может быть источником страданий, но, тем не менее, мы на короткий срок получаем такое дорогое тело. А ведь это сложнейший механизм, созданный с такой гармонией, красотой, с таким уважением к личности. Как говорил один греческий философ: «Посмотрите, с каким уважением творец дает нам это тело! У нас есть глаза, ниже нос, а еще ниже – рот, и это удобно. Вы смотрите на пищу, можете взять ее, почувствовать носом запах и съесть». Органы зрения, обоняния и вкуса расположены очень удобно. Рот под носом, глаза – чуть выше, а уши – по сторонам, чтобы не мешали и могли защищать вас, пока вы едите. А анус находится подальше от носа. Можно представить, что было бы, если бы анус был как раз под носом, а рот – там, где анус.

Этот пример показывает, насколько в природе все сделано целесообразно, с уважением к личности, к обладателю тела, к душе. Возможно, мы заслужили страдания, получив материальные тела, которые рождаются, болеют, стареют, умирают и снова рождаются. Но личность не умирает – умирает только тело. А после смерти тела личность снова рождается. «Родившийся, умрет, а умерший родится заново» («Бхагавад-гита», 2.27). Это подтверждают практически все древние писания. Прямо или косвенно, намеком или подробно, о перерождении упоминается в русских Ведах, индийских Ведах, «Одиссее», «Илиаде» и Библии. Везде можно найти прямые или косвенные утверждения о том, что личность, душа, бессмертна. И мы очень хорошо знаем это по себе. Никто не желает исчезать и умирать. Мы бессмертны в наших желаниях, в нашем творчестве. Мы хотим, чтобы наше творчество тоже было бессмертно, как и наша личность, наше «я». Когда мы пытаемся достичь бессмертия в материальном сознании, то пытаемся построить себе памятник, чтобы люди вечно помнили нас.

 

«Творчество – это добрая память»

Но это необязательно. Хорошо, когда о человеке остается добрая память, но бывает, что память остается не очень добрая. Творчество – это добрая память. Она нужна, чтобы другие люди шли добрым путем и, в результате творчества, осознали себя душой, а не материальным телом. Задача творчества – отречься от материального сознания, возвыситься над ним. Хотя бы на время концерта, на время творческого акта. Когда человек говорит, то слова должны соответствовать его духу. Он не должен говорить о пустяках, о материальных проблемах и болезнях, он должен терпеть их. А говорить следует всегда на возвышенные темы. Речь всегда должна вдохновлять других возвышаться над материальным существованием.

 

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.