ПОЧЕМУ СТОЛЬКО БОЛИ В ЭТОМ МИРЕ?

ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ

Прежде чем начать говорить на эту тему, надо сказать, что тема эта вечная, и в какие-то моменты она становится очень актуальной. В какие-то моменты мы разрешаем её легко, потому что у нас всё хорошо и вокруг нас всё хорошо, и тогда мы очень легко откидываем эту проблему – проблему зла в этом мире, проблему страданий, проблему бед.
В религиозных кругах эта проблема называется проблемой теодицеи, и она считается практически неразрешимой. «Теодицея» буквально значит «оправдание Бога». Почему столько зла в этом мире, почему столько боли в этом мире, почему люди страдают, и иногда невинные люди, дети и так далее?
И я меньше всего хотел бы, чтобы мы давали некие штампованные ответы. У нас есть хорошие отштампованные ответы: карма, хороших людей нет, невинных людей нет. Но эти ответы, когда они идут из какого-то такого забюрократизированного теологического пространства, они обычно никого не утешают и не убеждают.
И поэтому мы постараемся, насколько это возможно, честно говорить на эту тему, и не на основании просто каких-то теоретических установок, а на основании опыта. Слава Богу или не слава Богу, но какой-то опыт страданий у каждого из нас есть, и каждый из нас, так или иначе, отвечал на этот вопрос себе в разные моменты своей жизни. Иногда он браковал этот вопрос до лучших времён.
Но тут, конечно, нельзя в самом начале не вспомнить Ивана Карамазова с его слезинками детскими, его рассказ, раздирающий душу, про девочку, которую её собственные родители ‒ пятилетнюю маленькую девочку, ‒ её собственные родители запирали в нужнике в качестве наказания, мучили. И долго Иван Карамазов рассказывает эту историю про то, как эта бедная девочка, не понимающая вообще, почему с ней так обходятся, плакала там долгими ночами и при этом молилась Богу. И эта история со слезинками девочки с точки зрения Ивана Карамазова была достаточным основанием для того, чтобы отвергнуть Бога полностью.
Это один из выходов, один из возможных вариантов разрешения проблемы зла. И очень часто люди прибегают именно к этому выходу, они говорят: «Бога нет». Ну и как бы немножечко спокойнее становится на сердце. Ну, если Бога нет, будем как-то разбираться с этим безобразием сами.
И, соответственно, будем искать виноватых здесь, будем искать тех, кто ответственен за все эти страдания, и будем наказывать, разбираться с ними и таким образом, в общем-то, по сути дела, увеличивать количество зла. Потому что все эти самосуды или не самосуды ‒ неважно, попытки навести справедливость здесь, своими средствами, они, как правило, только ещё бо́льшую несправедливость городят. Это один возможный вариант.
Другой вариант, к которому прибегают люди, верящие в Бога и пытающиеся Его защитить, ‒ это то, что да, Он хороший, ну вот просто не может Он. Он благонамерен, Он вместе с нами страдает, мучается, но положить конец этому не может. Это решение до какой-то степени тоже утешает, но, естественно, что не до конца, и как-то всё равно остаётся некая неудовлетворённость. Естественно, Бог, который может, но не хочет избавить нас от страданий, ‒ это уж совсем какой-то архаический Бог, в которого могли верить люди в доисторические времена, но мы с вами просвещённые люди, ну никак в такого Бога верить не будем.
И, наконец, есть ещё какой вариант? То, что Бог всемогущий, Бог справедливый, Он милосердный, Он есть, но страдания почему-то тем не менее происходят. То есть мы как бы защищаем Бога, говорим: «Нет-нет, у Него всё в порядке, Он и всемогущий, и милосердный». «А почему они происходят?» ‒ «Ну, давайте отложим этот вопрос на потом. Когда-нибудь, может быть, мы на него ответим».
Ещё раз: на вопрос, почему приходят такие периоды в нашей с вами жизни, индивидуальной жизни человечества, в жизни наших стран, в каких-то больших коллективах, когда вот этот вот последний вариант не проходит, отвечать как-то надо. И желательно найти ответ не просто в книжке, а внутри у себя в сердце. Это, собственно, та проблема, вокруг которой вертятся все вопросы, заданные нам в связи с этим. Я просто решил ввести нас в эту проблему, чтобы отдалить необходимость её разрешения.

© Бхакти Вигьяна Госвами
СИНДУ: «Как относиться к тому, что случается в этом мире с нами и с другими людьми?», 26.02.2022 год

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.