ПОГРУЖЕНИЕ В АНУРАГУ

Осознают ли Шримати Радхика, Лалита, Вишакха и другие гопи, что любят Шри Кришну больше, чем Шри Яшода? Может ли эта мысль прийти им в голову? Никогда!

Понимает ли Шри Яшода, что любовь гопи приносит Кришне больше удовольствия, чем ее собственная? Да, и поэтому она всегда предоставляет гопи возможность послужить Ему. У нее такое мягкое и великодушное сердце…

Мирским разумом этого не понять. Только благодаря бхаджану, совершаемому под руководством Вайшнавов, в сердце придет понимание. Поэтому в «Упадешамрите» говорится:

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
тишnхан врадже тад-анураги-джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам

«Живя во Вриндаване и считая себя последователем вечных спутников Господа во Врадже (таких, как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и медитацией на имена Кришны, Его образы, качества и игры. В этом заключается суть всех наставлений» (Упад., 8).

Таков единственный путь к пониманию премы. По-настоящему понять это можно только при помощи духовной практики (садханы). Поэтому Шри Джагадананда написал: «Нирмала се анурага, нахи та’хе джада-дага – материальная скверна неспособна даже коснуться этой безукоризненно чистой любви».

Как объяснить, что такое анурага? Тщательно изучив и взвесив смысл каждого из этих состояний, наши Госвами описали их с такой точностью, что эти термины ничем невозможно заменить. Какое слово могло бы заменить термин анурага? В английском нет эквивалента этому понятию.

Слову «любовь» недостает специфичности. Его используют повсюду для обозначения любого рода привязанности.

Очень важно хотя бы в общем смысле понять сущность анураги. Каким бы ограниченным ни было мое понимание, все же я постараюсь поделиться с вами тем, что почерпнул из «Джайва-дхармы» и других книг.

Према – это любовь, которая растет, даже когда есть все причины для ее прекращения. Нарастая, эта према полностью плавит сердце и становится снехой, у которой множество разновидностей. Созрев и достигнув совершенства, снеха перерастает в ман. Затем приходит рага, состояние, при котором сердца вишаи и ашраи постоянно окрашиваются все новыми красками любви.

Например, окрашивая белье в шафрановый цвет, мы вновь и вновь полощем его в растворе краски, и цвет с каждым разом становится все ярче. Подобным образом в сердце ашраи беспредельно возрастает рага, уникальное, вечно присущее этой личности настроение.

Према существует в двух ипостасях – как возлюбленный (вишая) и любящий (ашрая). Возлюбленный наслаждается любовью, лелея ее в Своем сердце, в то время как любящий наслаждается любовью, служа Ему. Шри Кришну называют океаном всей премы (акхила-расамрита-мурти). Наслаждаясь этой премой в качестве вишаи, Он испытывает пять основных любовных чувств (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья) и семь побочных (хасья, адбхута, вира, каруна, раудра, бхаянака и бибхатса). Об этом говорится во всех наших писаниях и, в особенности, в книгах Шрилы Рупы Госвами.

Кто является ашраей, или обителью любви? Ашрая – это все преданные, находящиеся в пяти основных настроениях, причем лучшие из них – гопи. Среди всех гопи главными считаются восемь ближайших подруг (сакхи) Шримати Радхики. Но самой возвышенной из всех является Шримати Радхика. Ее ашрая-джатия-према превосходит любовь всех остальных гопи. Доходя до кульминации, Ее любовь к вишае, Шри Кришне, объекту всей любви, достигает состояния сва-самведьи.

Когда гопи во главе со Шримати Радхикой погружаются в служение, памятование и медитацию о Шри Кришне, они полностью забывают о себе. Они забывают о том, кто любит, а кто наслаждается любовью. Они даже забывают о своем служении. Все, что остается в их сердцах, – это сама любовь и то счастье, которое она порождает. Шри Рамананда Рай писал: «На со рамана, на хама рамани, дунху мана манобхава пешала джани – Он больше не наслаждающийся, а Я – не объект наслаждения. Во взаимной любви наши сердца слились воедино». В таком состоянии Шримати Радхика не видит разницы между Собой и Шри Кришной.

Когда Кришна исчез с танца раса, гопи стали метаться в разлуке. В эту минуту их према достигла таких высот, что они забыли о себе. В безумии любви они стали думать, что они – Кришна, и начали разыгрывать Его лилы.

Подобным образом, служа Кришне в состоянии сва-самведьи, Шримати Радхика осознает лишь собственный восторг. Она забывает, что Ей следует Ему служить. В таком состоянии, даже если Она продолжает служить Кришне, Она делает это бессознательно. Она просто наслаждается очарованием собственных чувств. Это называется сва-самведья-даша. Сва означает «сам» или «свой». Понять это способен лишь тот, кто обладает подобной любовью. Ни Лалита, ни Вишакха, ни даже Сам Кришна не могут понять этих чувств Шримати Радхики. Чтобы понять это, Кришне пришлось прийти в образе Шримана Махапрабху. Ведь сва-самведья-дашу испытывает только Шримати Радхика.

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,
Переведено из журнала «Rays of the Harmonist» №17, Картика, 2007 г.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.