ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ НА ДУХОВНОМ ПУТИ

На предварительном этапе духовной жизни удача улыбается тому, кто способен слушать духовных людей без вызова и с почтением (шраддха).

⃣ Смысл первого этапа духовного развития (садху-санга) в том, чтобы научиться слушать духовного учителя с непоколебимой верой и глубочайшим уважением. Успешное завершение этого этапа означает получение степени «бхакти-правеша», которая означает, что человек по-настоящему вступил на путь бхакти, поняв природу отношений с духовным учителем и научившись слушать его. Завершив этот этап, человек может получить пранама-мантру.

⃣ Второй этап (бхаджана-крия) начинается тогда, когда мы осознаем важность слушания и служения в обществе преданных. На нем мы постепенно учимся уважительно слушать не только своего духовного учителя, но и других старших вайшнавов, видеть и ценить их качества, отделяя их от неизбежных недостатков и не позволяя в своем уме этим недостаткам заслонить их преданность. Правильная социализация человека в обществе вайшнавов знаменуется присвоением ему степени «бхакти-ашрая» и получением первого посвящения.

⃣ На третий этап духовного развития (ступень анартха-нивритти), то есть на этап, когда постепенно начинают рушиться ложные концепции «я» и «мое», человек переходит тогда, когда услышанное проникает глубоко внутрь и помогает ему увидеть свои собственные проблемы и перестать держаться за них. На этом этапе наше уважение к другим вайшнавам становится еще больше, мы еще глубже осознаем свою зависимость от общения с ними и начинаем особенно ценить общение с равными. Многоликое вожделение ослабляет свою власть над нами, и мы окончательно подчиняем свою жизнь шастре. Успешное прохождение этого этапа знаменуется присвоением человеку степени «бхакти-шастри» и второго посвящения.

⃣ В конце концов впервые за всю невероятно долгую историю нашего существования в материальном мире вкус к духовной практике постепенно перевешивает вкус к материальным наслаждениям, а наша потребность гордиться собой и судить других перестает мешать нам и заслонять от нас достоинства людей, окружающих нас.

Достигнув этого этапа, мы обретаем способность учиться у каждого, видя его превосходство над собой. Так человек достигает ступени ништхи, и на этой ступени он по праву может носить титул «бхакти-вайбхава», что значит «обладатель богатства бхакти». Можно смело утверждать, что человек, достигший ступени ништхи, на своем опыте реализовал смысл первых шести Песен «Шримад-Бхагаватам», то есть осознал независимость, самодостаточность бхакти и святого имени.

Шрила Прабхупада говорил, что это уровень санньяси, человека, имеющего право учить и проповедовать повсюду в мире.

© Бхакти Вигьяна Госвами
       20.12.2015, Индия

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.