0 Comments

Уддхава был двоюродным братом Господа Кришны и хотя Шримад-Бхагаватам не говорит об этом, это описано в Харивамше (1.34.31) и в Брахма-пуране (14.25):

уддхаво девабха̄гасйа
маха̄бха̄гах̣ суто’бхават
пан̣д̣ита̄на̄м̇ парам̇ пра̄хур
деваш́равасам уддхавам

“Счастливейший Уддхава стал сыном Девабхаги [брата Васудевы]. Его считают величайшим среди ученых людей и равным полубогам во славе”.

Шрила Джива Госвами цитирует этот стих в своем комментарии “Лагху-тошани” к ШБ10.46.1 и говорит, что у другого брата Васудевы, Девашравы, также был сын по имени Уддхава (этот стих из Харивамши также может указывать на это – в зависимости от того, как перевести последнюю строку). Но наш, прославленный во всех мирах Уддхава – сын Девабхаги.

Уддхава был невероятно учен и предан Господу Кришне. Он был фактически единственным из Йадавов, кто догадался об уходе Кришны. Шримад-Бхагаватам (10.46.1) говорит, что он обучался у самого Брихаспати, учителя полубогов. Шрила Джива Госвами поясняет, что он учился даже не у учеников Брихаспати, а лично у него, а сам Брихаспати принадлежит к преественности Санкаршаны, поэтому Уддхава изучил у него все – от нити-шастры (этики и морали) до Шримад-Бхагаватам.

Уддхава, как известно, внешне выглядел как Сам Господь Кришна, но он был подобен Кришне не только своим обликом и возрастом – он был равен самому Кришне также и в своих качествах.

Кришна Сам считает так:

ноддхаво ‘н̣в апи ман-нйӯно
йад гун̣аир на̄рдитах̣ прабхух̣
ато мад-вайунам̇ локам̇
гра̄хайанн иха тишт̣хату

«Уддхава ни в чем не уступает Мне, поскольку он никогда не попадает под влияние гун материальной природы. Так пусть же он остается в этом мире и несет людям сокровенное знание о Личности Бога.» (Шримад-Бхагаватам, 3.4.31).

На этом основании Шрила Санатана Госвами и Шрила Джива Госвами утверждают, что у него проявлены все шесть достояний Бхагавана (евам̇ ш́рӣ бхагавата ива шад̣-гун̣а̄ дарш́ита̄х̣)

Он настолько дорог Кришне, что Господь несколько раз прямо в лицо говорит ему об этом:

на татха̄ ме прийатама
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇каршан̣о на ш́рӣр
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н

“Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни Богиня Процветания, ни даже я Сам не дорог Себе так, как ты дорог Мне!” (ШБ11.14.15).

твам̇ ту бха̄гаватешв ахам

“Среди преданных, о Уддхава, именно ты являешься моим представителем”. (ШБ11.16.29).

Шри Уддхава был великим преданным Господа с раннего детства :

йах̣ пан̃ча-ха̄йано ма̄тра̄
пра̄тар-а̄ш́а̄йа йа̄читах̣
тан наиччхад рачайан йасйа
сапарйа̄м̇ ба̄ла-лӣлайа̄

“Его [Уддхаву] еще в детстве, в возрасте пяти лет, так захватило служение Господу Кришне, что, когда мать звала его завтракать, он отказывался от еды”. (ШБ3.2.2).

В соответствии с анализом Рупы Госвами из Лагху-бхагаватамриты (2.1.29) только гопи Вриндавана превосходят Уддхаву, о милости которых он сам молится.

Столь возвышенное положение Уддхавы стало причиной того, что Господь Кришна избрал именно его для того, чтобы:

— во-первых, отправить его во Вриндаван, чтобы передать гопи и другим жителям Вриндавана свое личное послание (а также при этом показать Уддхаве величие чистейшей преданности жителей Враджа, прежде всего гопи). Это описано в Десятой Песни, главы 46-47. Шрила Санатана Госвами (Брихад-вайшнава-тошани, 10.46.1) говорит, что именно Уддхава смог бы умело принести умиротворение каждому из разных категорий жителей Враджа – юным, пожилым и молодым.

— во-вторых, дать ему сокровенное знание о Себе, о Своих энергиях и о пути ведущем к высшей цели – эти обширные наставления Господа, изложенные в главах с 7-й по 29-ю в Одинадцатой Песни Шримад-Бхагаватам известны как “Уддхава-гита”.

— в-третьих, отправить Уддхаву вместо Себя к Нара-Нараяне и другим великим мудрецам в Бадарикашраме — важном месте в Индии, которое Господь Кришна не смог лично посетить за время Своего пребывания на земле. Как раз по пути в Бадарикашрам Уддхава встретил Видуру и направил его к Маитрейе за наставлениями, которые Господь Кришна дал Уддхаве и которые также услышал Маитрейа. Эти наставления составили 3-ю и 4-ю Песни «Шримад-Бхагаватам».

В соответствии с Санатаной Госвами и Дживой Госвами, Его имя, Уддхава, также означает “Праздник» (утсава). Он – олицетворение празднества (мӯртима̄н утсава — комм. к ШБ10.46.1)

А Вишванатх Чакраварти Тхакур добавляет, что когда жители Враджа видят его, они приходят в величайший восторг: ида̄нӣм̇ др̣шт̣ва̄ враджа-стха̄ утсавам̇ пра̄псйанти.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.