ОКОНЧАНИЕ КАРТИКА-ВРАТЫ, НИЯМА-СЕВЫ, БХИШМА-ПАНЧАКИ И ЧАТУРМАСЬЯ-ВРАТЫ.

19 ноября — ОКОНЧАНИЕ КАРТИКА-ВРАТЫ, НИЯМА-СЕВЫ, БХИШМА-ПАНЧАКИ И ЧАТУРМАСЬЯ-ВРАТЫ.

Сегодня заканчивается картика и вместе с ней – нияма-сева. Весь месяц мы соблюдали обеты: слушали хари-катху, воспевали святые имена Господа и посещали сокровенные места, где проходят игры Шри Радхи и Кришны. Это возможно лишь по милости Бхагавана и особенно – по милости гуру. Картика – царь всех месяцев, а его царица – Шримати Радхика. Поэтому этот месяц нужно посвящать служению Ей, не прекращая его с окончанием картика-враты, а продолжая весь год. Как убедиться в том, что наши усилия не пропали даром? Сердце должно наполниться смирением и искренним отчаянием: «Увы, я так и не получил милость Радхи!»

Каждый день мы пели «Дамодараштаку», прославляя Шри Радху-Дамодару, и следовали той садхане, которая пробуждает стремление служить Шримати Радхике. Такова высшая цель любой садханы.

Кришну окружает множество преданных, которые дороги Ему, но дороже Радхики для Него нет никого. А Радха-кунда – это Сама Шримати Радхика, поэтому она так же дорога Кришне.

Хотя обычно говорят, что между Кришной и кришна-намой нет разницы, тем не менее, некоторое различие существует. Нама более милостива, поскольку Кришна вложил в нее все шакти и каждый может повторять ее в любое время. По милости Намы можно встретиться с Кришной лицом к лицу, следовательно, она более могущественна. Точно так же можно сказать, что Радхика неотлична от Радха-кунды. Но это озеро нисходит из духовного мира на землю в зримой форме, и обусловленные души могут соприкоснуться с ним – омыться в его водах, совершить ачаман, вознести молитвы на ее берегу. Поэтому Радха-кунда славится даже больше, чем Сама Радхика.

Радхика – лучшая из всех гопи и потому дороже всех Кришне. Даже для Нарады не так-то просто обрести Ее милость. Но если кто-либо искренне стремится получить сокровище радха-дасьи и прему, ради которой сам Нарада неустанно возносит молитвы и совершает аскетические подвиги на берегу Нарада-кунды, то достаточно лишь раз омыться в священных водах Радха-кунды. Что может быть проще? Любому под силу прийти к озеру и искупаться в нем. Но при этом важно внутреннее настроение, бхакти. Если с глубоким смирением и верой омыться в Радха-кунде, то порочное сердце станет чуть праведнее, более чистое – еще возвышеннее, а безгрешная душа обретет личное служение Шри Радхе и Кришне. Высочайший пример тому – Рагхунатха Дас Госвами, который оставил все радости этого мира и принял прибежище Радха-кунды с единственной мыслью: «Все, что нам нужно, – это милость Радхики».

таваивасми таваивасми
на дживами твайа вина
ити виджнайа деви твам
найа мам чаранантикам

«Я Твой, я Твой, о Шримати, – он дважды обращается к Радхике. – Без Тебя моя жизнь пуста. Молю Тебя, даруй мне прибежище Своих стоп и награди служением Себе». («Шри Вилапа-кусуманджали», 96)

Если мы омоемся в Радха-кунде, она очистит наши сердца, и в них проснется стремление обрести радха-дасью. А если мы обратимся с такой же отчаянной мольбой, как Рупа или Рагхунатха Дас Госвами, то обретем милость Самой Радхики. Особую силу эти молитвы обретают в месяц картика.

Наша повелительница – Шримати, и нет иной.
Тот, кто с глубоким чувством поклоняется стопам Радхи, в мгновение ока получит возможность встретиться с Кришной. Но что значит встретиться с Кришной? Когда Он проявляется во всей полноте? – В присутствии Радхики. Лишь по Ее милости можно получить даршан Югала-кишоры (Божественной юной Четы) и способность служить Им. Кришну нельзя увидеть без милости Радхики, но ведические писания раскрывают еще более сокровенную тайну. Служанки Радхи тоже всегда рады помочь нам встретиться с Кришной: «Иди сюда, здесь ты увидишься с Ним! И никуда не уходи, Его больше нигде не найдешь!» Иногда Сам Кришна говорит им: «Я весь в вашей власти. Как вы скажете, так и будет». Насколько же глубока Его привязанность к Радхике – учителю уджджвала-расы!

Иногда, играя с Кришной в шахматы или кости, Радхика сердится: «Я так не играю! Это не по правилам!» А иногда Кришна наносит Ей на лоб тилаку, и Она поправляет Его: «Не так! Дай Я покажу, как надо!» Так Она учит Его, поэтому Ее называют ачарьей уджджвала-расы. Для Кришны Шримати дороже всех на свете, поэтому без Ее милости невозможно встретиться с Кришной. Об этом мы молим Ее в месяц картика, не желая ничего, кроме радха-дасьи.

Рагхунатха Дас Госвами, движимый этими чувствами, оставил дом и семью в юном возрасте. Он прошёл пешком от Кришнапура, что в Бенгалии, до Джаганнатха Пури, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху. Родители пытались помешать ему, но это было невозможно. Мать в отчаянии говорила: «Мы нашли ему прелестную жену, окружили богатством и роскошью, но все напрасно. Надо заковать его в цепи и приставить охранника – тогда он не сбежит». Отец лишь качал головой: «Какие цепи могут удержать человека, если его не сковали красивая жена, богатства Индры, нежность родителей и если он последовал за Махапрабху?»

Когда Рагхунатха добрался до Пури, Махапрабху поручил его заботам Сварупы Дамодары. Лилы Махапрабху потрясли Рагхунатху и укрепили в нем стремление к радха-дасье. Конечно, это внешний взгляд на него как на садхаку. Рагхунатха – вечно совершенная душа. Но вся его жизнь – пример для обычных садхаков.

Когда Махапрабху возвратился на Голоку, Рагхунатха Дас полностью отказался от еды. Вскоре Сварупа Дамодара, не выдержав разлуки с Махапрабху, тоже оставил этот мир. Тогда Рагхунатха перестал пить, а также потерял сон. Единственным его прибежищем стал Гададхара Пандит, которому Рагхунатха служил с усердием и любовью. Но разлука день и ночь подтачивала силы и Гададхары Пандита; однажды это «пламя», сжигавшее его, вырвалось наружу: с возгласом «Гауранга! Гауранга!» он вознесся в вечные лилы.

Охваченный отчаянием, Рагхунатха размышлял: «Я лишился последнего источника жизни. Мне остается только покончить с собой. Я брошусь в океан или разобьюсь о скалы!.. Но нет, почему в океан?! Я отправлюсь во Вриндаван и брошусь в Ямуну! А если уж бросаться со скалы, то не с Чатака Парваты в Пури, а с Говардхана!»

Настоящий бхаджан означает чувствовать такую же острую разлуку с Бхагаваном. А мы просто едим, спим, перешучиваемся и хохочем целыми днями, вместо того, чтобы пытаться понять настроение возвышенных преданных. Истинная садхана – это непрерывный поток мучительных переживаний: «Когда же я встречусь с Бхагаваном?» Путеводной звездой для нас должен быть Рагхунатха Дас, чье глубочайшее смирение не под силу описать никому.

Снедаемый пламенем разлуки, он преодолел путь от Пури до Вриндавана, где пал к стопам Рупы и Санатаны и сказал: «Я – конченый человек». Они проявили к нему заботу и уговорили отказаться от мысли покончить с собой. Они мирно зажили втроем; огонь разлуки стал постепенно утихать в сердце Рагхунатхи. Но внезапно в нитья-лилу ушел Санатана. Снова – иссушающее бессилие. Казалось, злой рок преследовал Рагхунатху: как только он находил прибежище у ваишнавов, те оставляли мир. День и ночь Рагхунатха скорбел на берегу Радха-кунды, когда его настиг новый удар: Рупа Госвами последовал за своим старшим братом. Как жить после этого? Ощущение своей полной душевной пустоты Рагхунатха выразил в стихах:

шунйайате маха-гоштхам
гириндро ‘джагарайате
вйагхра-тундайате кундам
дживату-рахитасйа ме

«Родник моей жизни иссяк; теперь земля Враджа кажется мне пустыней, холм Говардхан – исполинским питоном, а Радха-кунда – страшным тигриным оскалом». («Шри Прартханашрая-чатурдашака», 11)

Состояние божественной разлуки изумляет своей глубиной. В это же время он написал «Шри Вилапа-кусуманджали», в заключительных строках которой выразил свое отчаяние:

аша-бхараир амрита-синдху-майаих катханчит
кало майати-гамитах кила сампратам хи
твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме
пранаир враджена ча варору бакаринапи

«Все мои надежды рухнули одна за одной. Я остался без единой опоры. Но если Шри Радха и Кришна даруют мне лишь каплю премы, все мои мечты сбудутся. Что уж говорить о бездонном океане нектара, если даже капля его способна утолить жажду, которая мучит меня с тех пор, как я оставил дом и семью! Сначала ушел Махапрабху, потом Сварупа Дамодара и Гададхара Пандит. Я пришел во Вриндаван и пал к стопам Санатаны Госвами, но и он не пощадил меня». («Шри Вилапа-кусуманджали», 102)

Санатане Госвами он посвятил следующие строки:

ваирагйа-йуг-бхакти-расам прайатнаир
апайайан мам анабхипсум андхам
крипамбудхир йах пара-духкха-духкхи
санатанас там прабхум ашрайами
(«Шри Вилапа-кусуманджали », 6)

«Кто может сравниться с океаном милости – Санатаной Госвами? Он щедро пролил на меня свою милость. Против моей воли он заставил меня пить нектар бхакти, принесенный Махапрабху, который побуждает полностью отречься от мира и дарует любовь к лотосным стопам Радхи и Кришны. И тот самый бесконечно милостивый Санатана Госвами, который дал мне глоток из океана бхакти-расы, покинул меня! А теперь я лишился и Рупы Госвами, чья милость не имеет границ. Он нежно заботился обо мне; когда я принял кшетра-санньясу на Радха-кунде, он сам приходил ко мне, чтобы дать свой даршан. Он милостиво показывал мне свои стихи, будто желая, чтобы я проверил написанное. Читая их, я заливал слезами страницы, но не мог оторваться от них. То, что я не успел получить от Махапрабху и Сварупы Дамодары, он сполна даровал мне. Так я поддерживал жизнь. Но без Рупы Госвами она потеряла для меня смысл. Что у меня осталось? Хе Шриматиджи! Все, что у меня есть, – это Ты и Твоя кунда. Вы моя единственная надежда. Каждый миг – мука для меня. Я больше не в силах продолжать бессмысленную жизнь. Хе Шриматиджи! Если Ты не прольешь на меня свою милость сей же час, я покончу с собой! Какой смысл жить во Вриндаване? Без Рупы и Санатаны дхама кажется мне пастью свирепой тигрицы, что готова поглотить меня. А если Ты скажешь, что можно жить, вознося молитвы Кришне, я отвечу: зачем мне нужен даже Сам Кришна, если я не получил Твоей милости? Она нужна мне, как воздух».

«Вилапа-кусуманджали» – прощальная молитва. Закончив ее, Рагхунатха предложил эти стихи лотосным стопам Радхики. В предсмертных произведениях поэты часто выражают свою последнюю волю; Рагхунатха не просил ни о чем, кроме радха-дасьи.

Рупа Госвами тоже посвятил Радхике множество строк, например, «Шри Шри Радхика-пада-падме вигьяпти»:

радхе! джайа джайа мадхава-дайите
гокула-таруни мандала-махите (1)

дамодара-рати вардхана-веше
хари-ншикута-вринда-випинеше (2)

Радха столь обворожительна, что лишь завидев Ее, Кришна погружается в прему. Она пробуждает рати у Дамодары. Конечная цель поклонения – рати к лотосным стопам Кришны, и только Радхика может даровать его. С точки зрения таттвы Кришна – аптакама, у Него нет неутоленных желаний. Но при виде Радхики в Его сердце рождаются миллионы и миллионы желаний. Его качество аптакама исчезает, и Кришна погружается в океан страстей.

вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе
лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе (3)

Радхика подобна молодой луне, взошедшей из океана любви Вришабхану Махараджи. Ее пленительная красота будто источает потоки нектара.

Почему здесь упоминается имя Вришабхану? Чтобы понять это, обратимся сначала к родителям Кришны. Ватсалья-бхава у Яшоды сильнее, чем у Нанды Бабы. Она заботится о Кришне с самого Его рождения, Он для нее дороже зеницы ока. Поэтому в имени «Яшода-нандана» больше сладости, чем в «Нанда-нандана». Сам Нанда Баба признается, что у Яшоды больше любви к Кришне. Иногда Яшода бранит Кришну, и Он, всхлипывая, убегает и взбирается на колени к Нанде Бабе. Отец спрашивает: «Сынок, Ты что плачешь? Тебя кто-то обидел?» Кришна, утирая слезы, показывает ручонкой на Яшоду. «Что, мама отшлепала Тебя? Ну смотри, больше не подходи к ней!» Но что делает Кришна? Он тут же подбегает к матери, раскрыв объятия, и садится ей на колени. Любовь Яшоды так велика, что Он убегает от Нанды к ней. Мать связала сына любовью!

Точно так же Рупа Госвами называет Радхику «Вришабхану-нандини», а не «Киртида-нандини». Именно Вришабхану Махарадж нашел Радхику на огромном лотосе посреди Ямуны, и потому крепче, чем кто-либо, привязался к Ней. И Радхика всегда прибегала сперва на колени к отцу, а затем уже к матери. Любимым чадом для Киртиды был Шридама, а Вришабхану Махараджа души не чаял в Радхике.

О чем дальше говорится в этом стихе? Лалита – парама-прештха-сакхи, она даже может поучать Радхику. Без ее милости невозможно обрести радха-дасью. Чтобы стать служанкой Радхики, нужно поклоняться Лалите. Она с радостью проявляет милость к тому, кто искренне стремится во Врадж, чтобы стать даси в крыле, возглавляемом Радхикой.

Гуна-рамита вишакхе: взывая к Радхике, Рупа Госвами упоминает имя Вишакхи, ведь все добродетели Радхики есть и у Вишакхи. Они родились в один день и стали неразлучными подругами. Вишакха беззаветно служит Радхике, а порой даже дает Ей советы. Невозможно снискать милость Радхики, минуя Вишакху.

карунам куру майи каруна-бхарите
санака-санатана-варнита–чарите (4)

Радхика – воплощение сострадания (каруна), и каждая Ее клеточка источает кришна-прему. Но почему далее упоминаются Санака и Санатана? Это юные брахмачари с кристально чистыми сердцами, которые выглядят как пятилетние дети. Нараяна был их обожаемым Божеством, но Шанкара поведал им об ашта-калия-лиле, которую проводит Радхика. Эти описания содержатся в «Падма-пуране». Кумары решили во что бы то ни стало понять эти игры, и в свою очередь рассказали о них Нараде Риши. Так задолго до Рупы Госвами, на заре творения в Сатья-югу они прославились благодаря своему умению искусно описывать качества Радхики. Повествовать об ашта-калия-лиле – что может быть выше?

Сегодня мы попытались разжечь в нашем сердце жадное стремление стать служанкой Радхики. Когда оно возгорится с неистовой силой, тогда мы по-настоящему увидим Вриндаван – Сева-кундж, Гирирадж Говардхан и все святые места, которые посетили в этот месяц. С какой стороны ни посмотри, мы недостойны этого. Но если хоть небольшая искра зажглась в нашем сердце, сегодня нужно горячо помолиться Лалите, Вишакхе, всей парампаре и особенно своему гуру-пада-падме, чтобы по их милости это стремление захватило все наше существо. Эта надежда послужит не окончанием нашей враты, а ее началом: «Как мне обрести служение Радхике? Я отправлюсь за ним хоть на край земли». Поэтому сегодня мы возносим молитвы Шри Шри Радхе Виноде-бихари и Их преданным, чтобы исполнилось наше самое сокровенное желание – цель всего нашего бхаджана.

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
(из книги Шри Прабхандавали)

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.