…необходима борьба за то, чтобы стать сознающим Кришну.

Преданный: Гуру Махарадж, некоторое время тому назад мне говорили, что если человек не сражается в Сознании Кришны, то это плохо, необходима борьба за то, чтобы стать сознающим Кришну.

Шридхар Махарадж: Да. Махарадж сказал: когда Преданный побеждает свои чувства, кама, кродха, лобха, матсарья, в это время он не может избежать сражения, когда он занят покорением этих врагов. Прогресс подразумевает борьбу различных типов. Мадхьяма-адхикар — это время испытаний. Каништха-адхикар — низшая стадия, на ней человек не способен оценить, насколько велика его Преданность, каков его прогресс. Умиротворенно он совершает арчан и т. д., но когда начинается мадхьяма-адхикар, начинается истинная битва в человеческой жизни. Как расставить все на свои места, не только то, что советуют Священные Писания, но также социальное положение, наши взаимоотношения с миром, с обществом, образованием. В целом тенденция проповедовать возникает на этой стадии: человек хочет давать, устраняет трудности в окружающем мире и пытается обратить окружающий мир. Мадхьяма-адхикар — это жизнь борьбы, сражения, а когда человек достигает уттама-адхикара, начинается период умиротворенности в жизни. Он видит, что повсюду все хорошо по воле Кришны, ему очень легко увидеть волю Кришны, стоящую за всем, поэтому ему не приходится особенно интенсивно сражаться. Но когда он покидает это измерение невежества, ложных представлений, он видит оба явления: майю и Ишвару, и он хочет утвердить Ишвару, Божественное, и пытается изо всех сил устранить ложное представление, заблуждение, это период борьбы, мадхьяма-адхикар.
Садхана — это период, полный испытаний, затем апандаша, человек чувствует умиротворение в бхава-бхакти, и затем према-бхакти, и там опять же другая борьба присутствует, в према-бхакти, когда человек уже находится в лиле. Это в ином измерении, подобно тому, как во Врадже присутствует состязание, конкуренция. Яшода думает: «Как можно контролировать этого непослушного ребенка? Я оказалась неспособна, не сумела справиться с Ним». Таким образом происходит борьба, но эта борьба порождаема Йогамайей. Према-бхакти также динамична по своей природе, не статична. Там, где присутствует динамика, там присутствует борьба того или иного типа, состязание имеет место. В сакхья-расе происходит игра: есть две группы, одна группа хочет победить другую, на одной стороне Кришна, на другой — Баларама, это также борьба, сражение, но иного типа, трансцендентная игра. В мадхурья-расе также различные группы: группа Радхарани, группа Чандравали. Столь многие группы присутствуют, и слуги каждой группы преследуют свои интересы, интересы своей госпожи. Динамичная природа подразумевает борьбу, сладостную борьбу, а здесь эта борьба горькая. Мы боремся за то, чтобы устранить невежество и призвать чистое знание. Такого рода борьба где-то горькая. Она иногда безвкусная и болезненная, но когда мы вступаем в ту область, то борьба становится сладостной. Лила — это борьба между различными группами и победа, а иногда возникает необходимость с помощью обмана ввести в заблуждение другую сторону.

Шрила Шридхар Махарадж

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.