МЕДИТАЦИЯ НА БХАГАВАД-ГИТУ

Е.С. БХАКТИ ВИГЬЯНА ГОСВАМИМЕДИТАЦИЯ НА БХАГАВАД-ГИТУ.

Психология – буквально значит «наука о душе». Психеа — по-гречески значит «дух». Современные психологи не имеют ни малейшего понятия о том, что такое дух, поэтому именно Гита – подлинный учебник по психологии человека. Сегодня будет дан небольшой обзор проблемы на основе Введения к Гитопанишад, а в следующий раз – обзор методов решения этой проблемы, которые даются в Гите. Все люди страдают («Наше бытие протекает в атмосфере небытия»). Но большая часть людей пытается приспособиться к этим страданиям и наслаждаться даже среди страданий. Человеческая жизнь, однако, начинается с вопроса: «Почему я страдаю?» Человек не должен мириться со своими страданиями, принимать их как нечто само собой разумеющееся. Этим человек отличается от животного. Пока человек не задается этим вопросом, он ничем не отличается от животных.

Закройте глаза, мысленно пробегите свою жизнь и вспомните, когда этот вопрос впервые появился у вас. Всегда хорошо вернуться к истокам своей духовной жизни и вспомнить первый, самый искренний порыв, толкнувший вас на поиски смысла жизни. «Кто я? Откуда я пришел? Почему я страдаю?» С этого вопроса начинается долгое и трудное путешествие вглубь себя.

История про купца, основателя храма Шахджи. Летний вечер, сидел на террасе своего дома, отдыхая от дневной жары. Женщина, убирающаяся по дому: «Подвиньтесь. Солнце уже заходит, а мне еще нужно успеть вымести всю грязь». «Солнце моей жизни уже заходит, а мне еще нужно успеть вымести из своего сердца всю грязь», — подумал он и тотчас отправился во Вриндаван.

Гита предназначена для тех, кто хочет счастья, то есть для тех, кто не может смириться со своими страданиями. Страдания – это результат невежества. Стать счастливым – значит постичь истину. Истина не может быть сектантской, она не принадлежит какой-то одной группе людей или нации. Истина универсальна. Неотъемлемая часть психологии – описание трудностей и препятствий, с которыми неизбежно сталкивается искатель истины. Это еще одна тема «Бхагавад-Гиты». Мы все знаем, что по-настоящему постичь все, о чем Кришна говорит в Гите, очень непросто.

Мы можем видеть, что далеко не все отправляющиеся в духовные поиски обретают обещанное счастье. Почему? Обычно рецепты счастья очень дешевые, потому что люди не любят сложностей и предпочитают легкие пути. В Гималаях, на одной из высокогорных дорог стоит камень, на котором выбита надпись: «Научился ли ты радоваться препятствиям?» Препятствия делают человека сильнее и дают ему бесценный опыт. Людям пытаются подсунуть суррогат истины, фальшивку, и большая часть людей покупается на это. «Думайте позитивно», «Дышите спокойно», «Настраивайтесь на безграничность своих возможностей». «Вы можете все!»

Все это напоминает истину, похоже на нее, на первый взгляд, но самой истиной не является. На пляже в Пури бродят продавцы жемчуга. У них же с собой всегда есть завернутые в ватку «алмазы». Они берут один камень и с размаху бьют по «алмазу» — видишь! Похоже? И стоят они вполне доступно. Человек сразу начинает думать: «Почему бы и нет? Вполне может быть, что это алмазы. Бывают же на свете чудеса! Просто им негде их продать». И цена подходящая. «Хорошо, беру. Даже если меня обманывают, я не теряю так уж много, зато, если меня не обманули, я столько прибрел!» Конечно же, его обманули и подсунули дешевый цирконит по цене в пять раз превышающей настоящую. Точно так же и эти книги – они говорят то, что люди хотят слышать, и потому люди с такой радостью принимают их, но на самом деле они не решают проблемы. Но Гита доводит анализ до конца, утверждая, что избавиться от несчастий можно, и называя настоящую цену за избавление от страданий. Подлинное, нескончаемое счастье есть, но оно не так дешево. Кришна не дает нам дешевых советов даже тогда, когда говорит о предварительных вещах. Но зато это настоящие советы.

Испокон веков все проблемы людей решали духовные наставники, потому что решение всех проблем, в конце концов, лежит в сфере духа. Сам Кришна – изначальный Дух – учит этому, чтобы показать, чья прерогатива – учить. Но теперь эту роль играют психотерапевты и психоаналитики, которые сами не знают истины. Психотерапевты – это современные священнослужители. Их обычный совет – не принимай это близко к сердцу. Не мучь себя! Себя нужно любить таким, как ты есть. Десятки тысяч лет люди обходились без них, без семейных психологов и прочего, но сейчас шагу не могут ступить. Почему? Потому что отказались от духовной практики. Религия во все века позволяла человеку найти самого себя, свое призвание и предназначение. Истории в Коране, Библии, Пуранах связаны с нашим бессознательным умом. Все эти истории и ритуалы предназначены для того, чтобы мы продвигались по духовному пути – они приоткрывают нам сокровенные истины изнутри и формируют наш ум так, что он не наносит вреда самому себе. В Махабхарате есть стих: «Да возвысит человек себя сам! Да не унизит он себя! Ибо только он один себе друг, и нет у него большего врага, чем он сам!» Причина страданий – невежество души.

Пять аксиоматических истин, описанных в Гите, составляют Абсолютную истину, познание которой должно сделать человека счастливым. Ишвара – повелитель всего остального. Все вещи, не имеющие начала, не имеют причины. Все они анади, без начала, но карма конечна, она винаши – может быть уничтожена. Что происходит с дживой в момент уничтожения кармы? Как она продолжает существовать? Как уничтожить карму? Все это самые насущные вопросы. Большая часть людей хочет чуть-чуть улучшить карму, но карму надо уничтожить вовсе. Хорошей кармы не бывает. Как познание этих истин может сделать человека счастливым?

Шрила Прабхупада объясняет: постижение этих истин помогает человеку освободиться от ложных, телесных представлений о жизни и обрести чистое сознание. «Обрести мукти – значит освободиться от оскверненного сознания, присущего живым существам материального мира, и утвердиться в чистом сознании». Чистое сознание приводит к чистым поступкам, а «действия в чистом сознании сделают нас счастливыми». Очень важная цепочка: авидья – кама – карма – карма-пхала – сукха-духкха; невежество – желания – деятельность – последствия деятельности, усиливающие невежество – опыт материальных радостей и горя. Круг замкнулся, потому что любой опыт в этом мире, как отрицательный, так и положительный, усиливает невежество, закрепляя наше отождествление с материальным телом. Так возникает заколдованный круг кармы. Люди страдают. Редкие из них понимают, что чтобы исправить себя, нужно исправить свои поступки, но наталкиваются на препятствие – желание, лежащее в основе поступков. Даже если им удается каким-то образом на время совладать с желаниями, желания вернутся, еще более сильными, потому что не устранена питательная почва этих желаний – невежество, породившее их.

Желания практически невозможно изменить, но Гита учит, как изменить даже желание, избавившись от невежества. Когда душа находится под влиянием майи, иллюзорной энергии Господа, мы развиваем ложное, материальное эго. Люди, занимающиеся духовной практикой часто говорят, что необходимо избавиться от эго (самости). Но полное отсутствие эго означает полное отсутствие деятельности. Без эго невозможно действовать. Можно только созерцать. Эго – первое условие деятельности. Поэтому в разных школах буддизма идеал – полное бездействие и в результате человек сводит себя к нулю, к пустоте, «ничто». Эго порождает желания, желания – деятельность.

Невежество обычно означает отсутствие знания. Но в нашем случае невежество, авидья, означает неправильное знание. Если бы невежество означало просто отсутствие знания, то человек, лишенный знания, не имел бы никаких желаний. Чем меньше человек знает, тем меньше он хочет. Но невежество, в нашем случае, означает неверное знание. Поэтому телевизор пичкает человека знанием о разных продуктах. Когда мы знаем о каком-то продукте, мы начинаем думать о нем. Когда мы думаем, появляется желание (не знали бы, не хотели бы), а раз появляется желание, мы начинаем работать, чтобы заработать денег и приобрести этот продукт. Телевизор – рассадник невежества, потому он насаждает в человеке ложное знание. Это основа всей современной невежественной цивилизации, основанной на неверной предпосылке. Патанджали Муни объясняет эту цепочку в Йога-сутре: авидья – асмита – рага-двеша – абхинивеша. Невежество – ложное эго – желания – страх смерти. Это причины страдания любого живого существа, кульминацией которых является страх смерти, присущий всем, даже мудрейшим из мудрых. (Шрила Прабхупада пишет в Предисловии: We are not meant to be threatened by nonexistence – мы не созданы для того, чтобы находиться под угрозой небытия).

Что такое душа, или сознание дживы? Душа – это неизменный свидетель всех изменений, происходящих с нами. Душа, по определению, неизменна. Чтобы быть способным наблюдать изменения, наблюдатель должен быть неизменным. Чтобы увидеть движение, человек должен быть неподвижным. Если он изменяется вместе с протекающими изменениями, то он никогда не заметит перемен. Человек в самолете не представляет, что он движется. Кто эта неизменная личность? О неизменности души – сознание души в глубоком сне. Медитация випасана — эксперимент. Душа неизменна и спокойна, но она отождествляет себя с вечно беспокойным умом. Можно мгновенно отрешиться от всего этого и почувствовать свою независимость. Для этого достаточно стать наблюдателем своих мыслей и желаний, наблюдателем своего тела. Я не завишу от всего этого – лучшее средство от стресса. Возникает вопрос – как душа, неизменная по природе (это постулат – дух неизменен), с философской точки зрения, может оказаться в невежестве? Значит ли это, что ее природа меняется? Как сознание в принципе может загрязниться? А если ее природа не меняется, то почему она страдает? И страдает ли она вообще? Имперсоналисты легко решают эту проблему, объявляя все иллюзией. Вот как решают эту проблему вайшнавы.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.