ЛИЧНОСТЬ БОГА ВСЕСОВЕРШЕННА

Шри Кришна сказал: «О Уддхава, ты обладаешь великим разумом (маха-мати)». Кого можно назвать разумным? Только преданный Кришны по-настоящему разумен, так как он выбрал путь бхакти. В мире может быть множество так называемых разумных людей: президент Америки, России и так далее. Они думают, что они самые разумные, но в действительности это не так.

Шри Кришна продолжал: «О Уддхава, ты должен знать, что все дживы в этом и во всех других мирах – Мои вечные частички». Джива пребывает в этом мире с незапамятных времён. Её называют «обусловленная душа». Она анади авидйа – невозможно проследить, как давно она пребывает в невежестве, ввиду того, что не поддаётся измерению срок ее обусловленной жизни. Тем не менее, благодаря влиянию видьи (воплощения знания) — йогамайи — джива освободится из этого мира.

Каково значение слова амша или «часть»? Если вы разорвете цветок, он потеряет свою целостность. Если продолжите его рвать, то он превратится в клочья, то есть будет уничтожен. Подобно этому, если что-то в материальном мире разделить на множество частей, то целое перестанет существовать. Но в духовной реальности дело обстоит иначе. Несмотря на то, что из Кришны исходит множество экспансий и отделённых частиц, Сам Он при этом остаётся полным целым. Множество подтверждений этому можно найти в писаниях. Например:

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрити-стхани каршати

«Вечные дживы, находящиеся в материальном мире, несомненно, являются Моими отделенными частицами (вибхиннамшами). Порабощенные материальной природой, они пребывают в плену шести чувств, включая ум» («Бхагавад-гита», 15.7)

Мы должны правильно понимать, каким образом джива является частицей Шри Кришны. Кришна – полное целое. Он никогда не может быть поделён на части, так как Он не имеет ни конца, ни вершины, ни дна; Он не ограничен ни в длине, ни в ширине. Весь мир пребывает в Нем. Например, мы можем отколоть кусок от камня или отломить щепку от бревна, но Кришну мы не можем поделить так же. Джива не является частицей Кришны подобной камешку, отколовшемуся от большого камня.
У Кришны два вида экспансий. Один вид называется свамша, другой – вибхинамша. Экспансии свамша – это Его неограниченные части или части Его неограниченных частей. А экспансии вибхинамша — это Его бесконечно малые частички, живые существа, души. С точки зрения таттва-вичара (заключений философских истин) Его неограниченные воплощения едины с Ним, но в соответствии с раса-вичаром (выводами на основе трансцендентных вкусов, настроений во взаимоотношениях) они отличны. Кришна — источник всех воплощений и всех других Своих проявлений.
Чтобы пояснить, каким образом свамша-экспансии Кришны соотносятся с Самим Кришной, можно привести в пример лампаду, от которой была зажжена другая лампада. Сила света обеих лампад одинакова.
Собственно говоря, есть лампады, чей свет равносилен первой лампаде, а есть такие, которые дают слабое свечение, сообразно своему размеру. Ничто в этом мире не может выступить в качестве совершенного примера или аналогии.
Ещё один момент. Когда вы зажигаете одной лампадой другую, свет первой от этого не уменьшается. Подобно этому, так много полных экспансий исходит из Кришны, изначального источника всех экспансий, однако Его могущество от этого нисколько не убывает.
Другой пример: вы никогда не видели камня чинтамани, но вы должны знать, что он существует. Чинта означает «мысль» или «желание», а мани означает «драгоценный камень». Этот драгоценный камень может дать все, чего ни пожелаешь. Например, золото в неограниченных количествах или деньги. Но вы должны также знать, что все производное от чинтамани не является чинтамани. Чинтамани даст столько золота, сколько пожелаете, но золото не является самим чинтамани. Таким же образом все и вся исходит из Кришны, но не является Кришной.
Чинтамани производит золото, но сам по себе продолжает существовать без всяких изменений, не уменьшаясь ни в размере, ни в качествах. Таким же образом Кришна продолжает существовать и Его неотъемлемые части свамша и вибхинамша (полные части) исходят из него:

ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате

«Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности, этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад»)

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,
Баджер, 15 июня 2005 г.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.