КИРТАН – САМЫЙ ВАЖНЫЙ МЕТОД ДУХОВНОГО ОСОЗНАНИЯ

«Нектар наставлений» учит нас постепенно-постепенно тому, как человек может, сняв с себя все остальные оболочки, обрести эту чистую любовь. Всего в 11 стихах – удивительная вещь! – весь путь и все наставления, которые нам нужно знать, поместились в 11 стихах, последний из которых мы прочитали с вами. Начинается все достаточно печально: надо ограничивать себя, обуздывать, укрощать какие-то позывы свои, потому что без этого человек не сможет обрести высшую природу, не подавив свою низшую природу.

Мы остановились именно на этом, что именно киртан, или пение святого имени, в конце концов, даже если человек не обуздал себя, именно этот метод поможет ему раскрыть все, потому что, когда человек поет святое имя, он забывает обо всем остальном. В «Брихад-Бхагаватамрите» Санатана Госвами говорит: «Кришна, я пытался поймать Тебя в сети шраванам, и Ты легко вырвался из этих сетей. Я слушал, слушал о Тебе, но ум мой все время улетал и думал о чем-то другом». Потом он говорит: «Дальше я пытался накинуть на Тебя лассо из веревки смаранам, но и ее Ты порвал и убежал. Тогда я заключил Тебя в железные кандалы киртанам, и Ты остался при мне».

Иначе говоря, здесь Санатана Госвами метафорически объясняет сравнительную силу различных методов. Человек должен перестать думать о материи. Наш ум сейчас по-рабски прикован к материи: он все время беспокоится, все время думает о каких-то материальных вещах, хотя, в общем-то, никакого смысла в этом нет. Я должен научиться думать о Боге, потому что это и есть любовь. Когда я люблю, я думаю о том, кого я люблю. Когда я думаю о том, кого я люблю, я люблю. Это синонимы. Но чтобы научиться думать о Кришне с любого уровня, на каком бы уровне мы ни находились, даже если мы сейчас думаем о… не будем говорить, о чем, если мы сейчас думаем не о Кришне (смех), есть один могущественный способ: когда мы поем все вместе: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, чтобы это пение приобрело должную степень интенсивности, человек, который поет, должен очень ясно понимать, что Бог – Личность и что, когда я обращаюсь к Нему, я обращаюсь к Личности. Когда я пою: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, то я зову Его!

Потому что к этому методу можно относиться по-разному. Есть люди, которые, узнав, что киртан помогает… К киртану можно относиться по-разному. В Аюрведе говорится, что киртан хорошо попеть на ночь (смех), потому что он удаляет нехорошие, непереваренные мысли из сознания, это полезно. Точно так же, как полезно попить молока на ночь, полезно попеть киртан. Аюрведа говорит, что киртан – самый лучший эпитет, на который Аюрведа способна, – она сравнивает киртан с имбирем (смех), потому что имбирь является универсальным средством от всех болезней, и точно так же киртан. Есть люди, которые прибегают к киртану для каких-то своих целей. У меня была одна знакомая, она до того, как стала вайшнави, была оперной певицей, и иногда она говорила такую вещь: «Ребята, давайте попоем киртан, что-то у меня горло болит» (смех). Это тоже киртан, тоже возможный способ, потому что, будучи могущественным способом духовного очищения, киртан, или пение святого имени, действует на всех уровнях: он действует на наше физическое тело, он освобождает наш ум от ненужных мыслей. Но в конце концов киртан должен дать нам любовь, и он даст нам любовь только тогда, когда я понимаю, зачем я это делаю.

Есть очень важный принцип, который каждый из нас должен знать: я получу в конце концов только то, что я хочу. Если я не вижу цели, я ее никогда не достигну. И наоборот, если я увидел цель, и чем яснее я ее увидел, тем легче мне ее будет достичь. Бог устроил этот мир таким образом, что, если человек видит цель, она приходит к нему, он ее достигает. И чем отчетливее эта цель, тем легче ее достичь. Поэтому, когда мы поем киртан, мы должны очень хорошо понимать, зачем мы его поем. Когда человек поет киртан, имея цель вступить в личностные отношения с Кришной, с Богом, оказаться лицом к лицу, увидеть Его и почувствовать вкус Его губ (я не побоюсь этого смелого утверждения), то в киртане человек может в конце концов все это обрести. Потому что Бог может Себя полностью проявить в Своем святом Имени.

© Бхакти Вигьяна Госвами,
Семинар «Упадешамрита», Сочи, 30.11.2008 г.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.