0 Comments

КАЛПА-ВРИКША — МИРОВОЕ ДРЕВО ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ

Калпаврикша (санскр.» мировое дерево»), также известное как калпа-тару, калпадрума или калпападапа, является божественным деревом исполнения желаний в индуизме и религиях индийского происхождения, таких как, джайнизм, буддизм, сикхизм.
Оно упоминается в самой ранней санскритской литературе.

Кальпаврикша возникло во время Самудра-мантана, или «пахтания океана богами и асурами», вместе с Камадхену, божественной коровой, исполняющей желания..
Царь богов Индра вернулся с этим деревом в свой рай.

Калпаврикша также отождествляется со многими деревьями, такими как париджата.
«Калпаврикша, древо жизни, также означающее «Мировое древо», упоминается в ведических писаниях.
В самом раннем описании мантана Самудра, или «взбивания океана молока», Калпаврикша возникла из первичных вод вселенского океана во время процесса вспенивания океана вместе с Камадхену, божественной коровой, которая удовлетворяет все потребности.
Дерево также считается Млечным путем или местом рождения звезды Сириус.
Царь богов Индра вернулся с этой калпаврикшей в свою обитель в раю и посадил ее там.»
«Дерево также упоминается в санскритском тексте Манасара, части Шилпа Шастр.
Другая история гласит, что Калпаврикша была расположена на земле и была перенесена в обитель Индры после того, как люди начали злоупотреблять ею, желая зла.

В «Девалоке» Индры говорится, что существует пять калпаврикш, которые называются Мандана, Париджата, Сантана, Калпаврикша и Харичандана, каждая из которых исполняет различные желания. Калпаврикша, в частности, считается посаженной на пике горы Меру в центре пяти райских садов Индры.
Именно из-за этих деревьев, исполняющих желания, асуры вели постоянную войну с дэвами как с небесными богами, которые исключительно свободно получали выгоду от «божественных цветов и плодов» кальпаврикши, тогда как асуры относительно бедно жили в нижней части его «ствола и корней».

Париджату часто отождествляют со своим наземным аналогом, индийским коралловым деревом (Eyrthrina indica), но чаще всего изображают как дерево магнолии или франжипани (санскрит: чампака).
Оно описывается как имеюще золотые корни, серебряный ствол, ветви из ляпис-лазури (лазурита), листья — из коралла , цветы-из жемчуга, бутоны -из драгоценных камней и плоды из алмаза.
Также говорится, что Ашокасундари была рождена из дерева калпаврикша, чтобы облегчить Парвати ее одиночество.

В некоторых версиях индуистской мифологии Шива и Парвати после долгих мучительных дискуссий при расставании со своей дочерью Араньяни отдали ее божественной Калпаврикше на попечение, когда демон Андхакасура вел войну.
Парвати попросила Калпаврикшу воспитать ее дочь в «безопасности, мудрости, здоровье и счастье» и сделать ее Ваной Деви, защитницей лесов.

В иконографии Калпаврикша, исполняющее желания дерево, изображается в картине пейзажа, украшенной цветами, шелком и украшенной драгоценностями.
Это узор, имеющий важное символическое значение. Орнаментальный дизайн калпаврикши был особенностью, которая была принята на реверсе монет и скульптур в период Гупта.

В большинстве картин Калпаврикша Шива и Парвати являются общей чертой.
Оно образует шатер над Шивой.
На одной картине Паравати поклоняется Господу Шиве, подняв руки в обожании, когда она благословлена ​​потоком воды из Калпаврикши.

В литературе Кальпаврикша упоминается в санскритском труде « Манасара» как королевский знак.
В работе Хемадри «Чатурваргачинтама» Калпаврикша названа деревом из золота и драгоценных камней.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.