КАК ОТНОСИТЬСЯ К РАЗЛИЧИЯМ ВО ВЗГЛЯДАХ ВАЙШНАВОВ?

Преданный: Я задавался вопросом, как мы должны понимать различия, когда мы слышим о великих Вайшнавах. Вы только что говорили о расхождениях во взглядах Шридхара Свами и Дживы Госвами. Как нам понимать, если Вайшнавы в чём-то расходятся?

Шридхар Махарадж: Да, среди Вайшнавов есть множество различий. Мы должны следовать в направлении Шри Чайтаньядева. Монархия есть монархия, есть демократия. Совсем иная идея – коммунизм, есть нечто схожее в этих взглядах и моменты их различающие. Даже в рамках демократии, монархии один монарх отличается от другого. Вайчита, разнообразие всегда присутствует, невозможно найти точную копию некого явления, это невозможно. Некое отличие присутствует неизбежным образом. Отличия существуют в Кришне, Сваям Бхагаван, сваям-руп, сваям-пракаш, прабхава-вилас, вайбхава-вилас, концепции самого Кришны отличны. Таким образом эти отличия, не отличия, а скорее индивидуальные характеристики всегда присутствуют, мы должны быть внимательны к тому, чтобы видеть их. Мать смотрит на сына с любовью, его друзья смотрят на него другими глазами, жена смотрит другими глазами, если это царь, то подданные смотрят на него еще как-то по-своему. Различные представления об одной и той же личности. Какие-то различия должны присутствовать согласно восприятию, качествам, природе воспринимающего. Но главным образом черты отличия и черты сходства.
Вайшнавы говорят о вечном и личностном Боге. Рамануджа, Вишну Свами, Нимбарка. Высшая Реальность есть личность. Затем Шанкара и другие утверждают, что Высшее Начало лишено личностной природы. Но личность какого рода, какой природы? Сваям Бхагаван как личность воспринимается только Гаудия-Вайшнавами, Сваям Бхагаван как Кришна. Но Нимбарка-сампрадая имеет отличия во взглядах на свакия- и паракия-бхавы. Затем в школе Валлабхачарьи больше нравится ватсалья. Затем линия Рамануджи считает Нараяну изначальным, а Кришну – проявлением. Великое множество разнообразных взглядов. В концепции Истины также присутствует градация и различия. Одно дерево отличается от другого дерева, в каждом дереве есть свои внутренние различия. Одна веточка отличается от другой, лист отличается от другого листа. Баньяновое дерево, есть также другие деревья баньяна. В концепции Бога присутствует такого рода различие, Нараяна, Кришна, Дваракеш, Рамачандра, великое множество воплощений, Нрисимха, Вараха. Аватари, аватар, и среди аватар также градация, степень проявления абсолютных характеристик представлена по-разному. Согласно категории преданных, способности восприятия в целом.

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж
Лекция от 01 февраля, 1983 года

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.