Как вообще почувствовать или понимать, где Кришна?

❓ВОПРОС: Как вообще почувствовать или понимать, где Кришна? Потому что, когда мы говорим, что нужно быть на стороне Кришны, не всегда понятно, где Он, какая у Него сторона.
И в жизненных ситуациях, особенно в экстремальных ситуациях, очень сложно сразу метнуться на Его сторону. Что нужно для того, чтобы это чувствовать? Что нужно для того, чтобы быть уверенным в том, что в данный момент времени я на стороне Кришны, а не на противоположной стороне? Где преданный берёт такую уверенность? Как он может быть уверенным в том, что он в данный момент времени на стороне Кришны?

✅Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:
Вот поэтому я и рассказывал эту историю из «Махабхараты». В целом вся «Махабхарата», конечно же, поучительная история в этом смысле. Мы можем видеть, что в «Махабхарате» Бхишмадева, великий преданный, бхакта Кришны, оказался на противоположной стороне и сражался против Него. И, с другой стороны, мы видим Юдхиштхиру, мы видим Арджуну, мы видим Бхиму, которые оказались вместе с Кришной. И поэтому фигура Бхишмадевы – это, наверное, самая трагическая фигура во всей «Махабхарате».
Как этот человек, который изначально находится на стороне Кришны, как потихонечку-потихонечку судьба привела его в стан противника? Потому что то, что происходит в какой-то момент, когда уже события совершаются, – это на самом деле просто уже какое-то яркое проявление длинной-длинной цепи событий до этого. Ты правильно сказал, что метнуться на сторону Кришны в момент конфликта очень сложно.
На самом деле мы делаем этот выбор в течение каждого дня своей жизни, а может быть, даже ещё и чаще, может быть, по несколько раз на дню. Мы просто не отдаём себе отчёта в том, что мы становимся перед нравственным выбором очень часто, нас ставят перед нравственным выбором. Когда мы оказываемся с людьми, когда мы говорим с ними, когда мы предпочитаем немножечко поступиться правдой ради того, чтобы понравиться кому-то, пойти ещё на какой-то компромисс, ещё куда-то уйти.
И в этом смысле сам сюжет, сама завязка «Махабхараты», конечно, гениальна. На этой стороне Юдхиштхира, который постоянно выбирает дхарму, Бхима, который делает выбор, Арджуна, который мучается выбором, но тем не менее этот выбор делает, и Бхишмадева, который совершает один компромисс за другим: маленький компромисс тут, маленький компромисс тут, маленький компромисс тут.
Для того чтобы понравиться. И на самом-то деле противоположностью Бхишмадевы в «Махабхарате» является Видура. Это две, в общем-то, одинаковые фигуры, примерно одинаковые по влиянию. И, с одной стороны, есть Видура, который не допускает никаких компромиссов, несмотря на то, что он находится там вместе с Дурьйодханой, который делает правильный выбор, который говорит правду. И, с другой стороны, есть Бхишма, который постоянно пытается – и вашим, и нашим. И когда приходит такая ситуация, то он уже не может другого выбора сделать, ему приходится на противоположной стороне стоять. Поэтому надо понимать, что выбор-то мы делаем каждое мгновение нашей жизни. Он маленький выбор, он не такой сложный, может быть. Но даже в этом несложном выборе тем не менее мы выбор делаем, надо просто отдавать себе отчёт в этом.
И эти маленькие выборы нас куда-то в конце концов приводят. У человека внутри… в результате этих небольших выборов или выборочков, когда он выбирает, кем быть: быть тут наслаждающимся и всё время, в общем-то, думать только о себе или быть кем-то другим и потихонечку формировать другую природу?
Помните, да, эту ситуацию, когда случайно Кунти сказала Арджуне: «Что бы вы ни привезли сегодня сюда, разделите это между собой поровну»? Так уж получилось, что они привезли в этот день Драупади. И они оказались тоже перед очень сложным выбором: что им делать, как им быть? И Юдхиштхира сказал в этот момент: «Раз мать сказала, слово матери ‒ закон. Раз мать сказала, она станет женой каждого из нас». И все в ужасе полном! И Юдхиштхира это говорит.
У него спрашивают: «Вообще, как ты можешь такое говорить? Что даёт тебе право?» Он говорит: «А просто я ни разу в своей жизни не солгал. И поэтому, так как я ни разу в своей жизни не солгал, всему тому, что мне сердце подсказывает, я могу доверять, так как я не лгал». Когда мы лгали, то тогда, естественно, сердцу очень сложно доверять: что оно там скажет? Но если человек его закаляет постоянно, то тогда ему можно доверять. Тогда, когда оно что-то говорит, ты говоришь: «А, ну да, значит, так оно и есть». И потом он подтвердил свои слова священными писаниями, Вьясадева пришёл, их гуру, тоже подтвердил это, привёл какие-то примеры. Но изначально он сказал: «У меня интуиция есть, я могу ей доверять».
И точно так же тут, в этой ситуации. То есть иногда это легко, а иногда сложно. И, как правило, простое решение, оно всегда неправильное. Простое решение, как правило, неправильное.

© Бхакти Вигьяна Госвами
СИНДУ: «Как относиться к тому, что случается в этом мире с нами и с другими людьми?», 26.02.2022 год

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.