Какое благо принес вайшнавизм миру?

Вопрос: Вайшнавизм может принести определенную личную пользу, но какая от него польза для всего мира?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Это рассуждение неверно. Так можно сказать о тех, кто занимается арчаной, или ритуальным поклонением, но не о тех, кто совершает киртан, или прославляет Бога. Ритуалист выполняет обряды ради собственного блага, но тот, кто прославляет Бога, совершает служение для всего мира. Он служит всем существам во вселенной: птицам, зверям, людям, богам и даже деревьям, траве и камням. Это — высшее служение.

Вопрос: Я не вижу, чтобы людям это нравилось.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Нет смысла ожидать, что привлечется много людей. Число людей, закончивших аспирантуру, очень ограниченно. Господь Кришна сказал; «Среди тысяч людей лишь один или несколько человек стремятся достичь самопознания, И даже среди тех, кто уже достиг совершенства, редко кто имеет истинное понимание Моей природы». Господь Шри Чайтанья Махапрабху разъяснил это, процитировав шлоку из «Бхагаватам»: «Даже среди сотен тысяч совершенных и освобожденных душ редко встречается тот, кто предан Господу Нараяне» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5). В мире господствует лукавство.

Вопрос: Какое благо принес вайшнавизм миру?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Политики даже через тысячи эр не смогут принести миру и миллионную часть того блага, которое дали вайшнавы. Мы не советуем другим людям становиться такими же ограниченными сектантами, какими являются политики.

Вопрос: Много ли людей знает о вайшнавизме?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Сколько человек закончило аспирантуру? Сколько родилось Ньютонов? Разумно ли останавливать развитие науки из-за того, что не появляется много таких профессоров, как Д.Ч. Босс?

Вопрос: Как развить преданность Кришне?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Преданность Верховному Господу Кришне развивается, когда человек смиренно и внимательно слушает повествования об Его величии и т.д. от безупречных преданных слуг Бога, которые всегда заняты воспеванием Его славы. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7). Он — Вишну, поддерживающий вселенную. Саттва является главным элементом Его деятельности. Поскольку Он превращал мир в четану, оживляя его сознанием Кришны, то Его называют Кришна Чайтанья. Бытие живых существ лишено чайтаньи (осознанности). Для развития в них чайтаньи Он принял санньясу. И тем не менее, мы не обрели чайтаньи (не пришли в сознание). У чистого чайтаньи есть только одно свойство — бескорыстное служение. В шуддха-четане (чистом сознании) нет служения анартхам (тому, что не является истинной артхой, необходимостью, т.е. Богом). Есть только служение артхе. Кшатрии, вайшьи, шудры, и др. заняты размышлением о внешних природных объектах. Но те, кто постиг Брахман (т.е. истинные брахманы), не имеют подобных занятий. Служение Хари — их единственное занятие. Кшатрии, вайшьи и др. должны оказывать всестороннее содействие такому служению брахманов. Но служение Богу — это единственная обязанность всех живых существ.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Ответы на вопросы учеников

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.