ЗА ПРЕДЕЛАМИ МИРСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Шри Джагадананда, дорогой «Джага» Шримана Махапрабху, пишет:

чанди-даса, видйапати, карнамрита, райера гити
э-саба амулйа шастра джана
э-саба нахика кама, е-саба премера дхама
апракрита тахате видхана

«Необходимо знать все эти бесценные писания: песни Чандидаса и Видьяпати, Шри Билвамангалы Тхакура, «Шри Джаганнатха-валлабха-натаку» и другие песни Шри Рамананды Рая. Исполненные безукоризненно чистой премы, все эти писания свободны от скверны вожделения и потому трансцендентны по своей природе». («Према-виварта», 16.12).

Слова раера гити относятся ко многочисленным песням Шри Рамананды Рая, в том числе к этой:

пахилехи рага найана-бханге бхела
анудина бандхала, авадхи на гела

«Наша привязанность друг к другу родилась с первого застенчивого взгляда, и с тех пор растет день ото дня, не зная пределов» (Ч.-ч., Мадхья-лила, 8.194).

Шри Джагадананда Пандит писал: «стри-пуруша-виварана, дже кичху танхи варнана, се-саба упата матра сара – даже если в этих книгах встречаются описания чувств обычных мужчины и женщины, это просто сравнения, которое приводятся для наглядности». Однако похотливые люди подумают, что здесь описываются чувства обычных мирских любовников.
Скудный и неточный земной язык не способен описать трансцендентные чувства Шри Радхи и Шри Кришны. Все мирское по своей природе ограниченно. Например, кто может понять взаимоотношения Драупади и Кришны? Она жена близких друзей Кришны – Арджуны и его братьев. Он очень дорог им. Но Драупади, их жена, тоже считает Кришну своим сакхой, то есть близким другом, а Он, в свою очередь, считает ее Своей сакхи, подругой. Почему и каким образом между ними возникли такие отношения? Посторонним людям это очень трудно понять. Драупади воспринимает Пандавов как мужей, но в Кришне она видит возлюбленного. С мирской точки зрения это недопустимо и неприемлемо.
Кунти-деви, тетушка Кришны, годится Ему в матери. Но что она чувствует по отношению к Нему? Внешне она проявляет материнские чувства (ватсалья-бхаву), но в сердце переживает нечто иное – видя в Нем своего прана-валлабху, любовь всей жизни.
А как к Шри Кришне относится Уттара, мать Парикшита Махараджа? Кришна был братом ее свекрови, то есть приходился ей дядюшкой. По возрасту она годилась Ему во внучки. Но ее родной сын, Парикшит Махарадж, учил ее внешне поддерживать с Кришной отношения, подобающие их родственным узам, а в сердце считать Его своим возлюбленным. С мирской точки зрения это невозможно. Более того, даже сам Парикшит Махарадж, будучи мужчиной, видит в Кришне возлюбленного! Любой, кто повторяет шри гопала-мантру, поклоняясь Шри Кришне как гопи-джана-валлабхе, стремится к той любви, которую испытывают к нему Шримати Радхика и гопи. Больше никто не способен ощутить любовь во всей полноте.
Наивысшее проявление истинной любви можно наблюдать в Шримати Радхике. Все чувства Кришны – это лишь крупица Её любви. Его любовь достигает махабхавы, но не может подняться выше. Как бы возвышенна ни была Его любовь, она не может сравниться даже с чувствами Лалиты и Вишакхи, которые поднимаются до вершины махабхавы – рудхи и адхирудхи. Шри Кришне неведома такая любовь. На высших уровнях премы, начиная с анураги и выше, господствуют только чувства Шримати Радхики.
Наши Госвами описали эти возвышенные и сложные чувства, которые недоступны пониманию обычных людей. Для тех, кто желает совершать бхаджан, эти темы чрезвычайно важны, но всем остальным они неведомы.

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Переведено из журнала «Rays of the Harmonist» №17, Картика, 2007 г.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.