Душа

♾️ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДУШЕ♾️

Все священные писания разных традиций ,говорят о душе как о вечной и нетленной состовляющей человеческого существа .

☦️Библия☦️

Например в Библии в Ветхом Завете слово душа (евр. nephesh) встречается 475 раз. А слово «тело» встречается 133 раза.Есть те кто утверждает что понятие «тело»,»дух» и «душа» это одно и тоже.Но если бы этими тремя словами обозначали только тело человека ,то зачем вводить эти дополнительные понятия как дух и душа ?Те же кто изучают более глубоко священные тексты, знают что тело, дух и душа -это разные составляющие человеческого существа. Более того, в Библии говорится что именно душа, является объектом спасения-цитата: «… примите слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21); «… чтобы душа была спасена в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5). Из этого текста понятно, что тело- это временная оболочка .Тогда как душа покидает грубое тело в момент смерти.

☪️Коран☪️

В Коране о душе говрится также что она отлична от тела и покидает тело в момент смерти:«Аллах забирает души Своих рабов в момент их смерти…Воистину, в этом непременно содержатся знамения для людей размышляющих» (сура Аз-Зумар, 42).
Как вам не веровать в Аллаха? Вы изначально были жизни лишены.
Затем Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам умереть,
Чтобы потом опять вернуть вас к жизни, И вновь потом к Нему вы возвратитесь.( Коран Сура 2, аят 28)

Так же в комментарии «Тафсир аль-Кабир»; сура «Аз-Зумар», 42 сказано: «Человеческая душа – это духовное существо. Когда она находится в соприкосновении с телом, ее свет отображается на всех частях тела, это и есть жизнь. Когда же человек умирает, прекращается связь души с телом – к как внешне, так и внутренне. Это мы называем смертью. Что же касается сна, то связь души с телом прекращается лишь внешне, частично, а внутренняя связь не прекращается. Поэтому установлено, что смерть и сон относятся к одному виду состояния, с той лишь разницей, что когда человек умирает, душа полностью отделяется от тела, а во время сна – частично». («Тафсир аль-Кабир»; сура «Аз-Зумар», 42)

«В каждом теле есть две души. Первая – это «рух аль-якза», когда она находится в теле, человек бодрствует. Когда человек засыпает, эта душа покидает тело и видит сновидения. Вторая душа – это «рух аль-хаят», и по велению Всевышнего Аллаха до тех пор, пока она пребывает в теле, человек жив. Когда же она («рух аль-хаят») покидает тело, человек умирает, а если она вернётся обратно, он оживёт. Обе души расположены в теле человека, и об их месторасположении знают лишь те, кого просветил Аллах…» («Толкование Аз-Заркани на Муватта Имама Малика», 107).

✡️Тора✡️

В Торе ( букв. «учение, закон») — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.Текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего.
В Книге «Зохаре» написано: «Если человек неуспешен в задаче выполнения своей цели в этом мире, то Господь, да Будет Благославен Он, вытаскивает его и снова посылает в этот мир снова и снова».(Зохар 186б)

Творец же, благословен Он, желая, несмотря ни на что, привести человека к полному исправлению, создал возможность «очищения» для души человека посредством двух основных путей: геином и повторным переселением душ.

Геином («ад») можно уподобить прачечной, куда попадают души тех, кто совершали множество грехов ,в которой «подвергаются стирке» все мятежные души. С помощью мук, которые душа терпит в аду, они очищается от всех грехов.Второй способ очищения состоит в том, что душе предоставляется возможность переселиться в другое тело. Тем самым ей предоставляется ещё одна попытка исправить грехи и приобрести новые заслуги путём выполнения заповедей Творца.

Несмотря на то, что Письменная Тора не упоминает перевоплощение душ открытым текстом, она намекает на него в некоторых местах. Так, например, почти вся глава Мишпатим, по мнению святого Зоара, намекает на перевоплощение душ. Зоар (2-ая часть, стр. 94а) так комментирует первые слова этой главы: «Это законы, согласно которым перевоплощаются души, которым было присуждено получить своё наказание». В продолжении Зоар подробно объясняет эту главу и все её намёки на переселение душ .

Тора намекает на переселение душ также в главе Ваешев, как следует из комментария Рамбана на эту главу. В книге Эйов есть несколько намёков на переселение душ. По мнению Виленского Гаона, на переселение душ «намекает» вся книга Йоны. Виленский Гаон написал на книгу Йоны комментарий, в котором подробно разбирает эти намёки.

Само переселение душ является очень глубокой методологией, посредством которой Всевышний руководит миром и ведёт его к окончательному исправлению. Комментируя вышеупомянутую часть книги Зоар, Рамхаль пишет так: «Знай, что эта глава,яляется одним из самых глубоких секретов мудрости, и об этом много сказано в книге Тикунэй Зоар, поскольку главная часть этой книги Зоар связана с перевоплощением душ».

Из слов Рамхаля следует, что перевоплощение душ совсем не такое «простое явление», как может показаться на первый взгляд. Аризаль посвятил реинкарнации целую книгу под названием Шаар а-Гильгулим. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько это сложное и глубокое явление.
Как мы видим тема переселения души очень сокровенна.

☯️Буддизм☯️

Мысль о повторных рождениях характерна для буддизма.
Будда сказал:»просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч жизей.»

Одной из основ буддизма является учение о «четырёх благородных истинах», указывающее на присущее живым существам желание и последующее их страдание от материального существования. Они очень тесно связаны с законами кармы и реинкарнации. Согласно учению абхидхармы, прослеживающегося еще в раннем буддизме, живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада, животных, духов, человеческих существ и небожителей. Подобно индуизму, этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс перевоплощения продолжается до тех пор, пока живое существо либо «распадётся» в момент смерти, либо достигнет шуньяты, «великой пустоты» — совершенство, которого достигают лишь немногие. Все формы жизни (включая богов) сопряжены со страданиями определённого рода, и рассматриваются в буддизме в первую очередь для подчёркивания идеи страдания. Только человеческое существование даёт возможность принятия разумного решения, все остальные формы (включая богов, пребываюших в наслаждении) практически не властны противодействовать потоку самсары, и лишь человек может принять решение о выходе из круговорота страданий.

Многочисленные истории о переселениях душ находятся в «Джатаках» («Рассказах о рождении»), которые первоначально были поведаны самим Буддой. В состав «Джатак» входят 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В них описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя определённым принципам. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех историях «Джатаки». Подробно рассказывается о том, как Будда из сострадания принимал тела дэвов, животных и даже деревьев, с целью помочь обусловленным душам достичь освобождения.
Как мы видим философия Буддизма очень схожа с философией Индуизма в основе которых лежат учение о законах кармы и реинкарнации.

🕉️Ведизм🕉️

Считаеться самым древним учением на планете .Священные писания Ведизма-являються Веды .Ведические писания были записаны 5000 лет назад мудрецом Вьясадевой ,который по словам Вед, являеться воплощением Бога.Веды записаны на санскрите ,языке на котором, по мнению ученых и святых говорили все люди на планете Земля.Интересно, что в Библии в 11-й главе книги Бытие (Бытие 11:1) говориться: «На всей земле был один язык и одно наречие.» Согласно этому преданию, до Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившем на одном языке. В Ведах также подтверждаеться эта мысль.
Ведическое знание обладает очень богатым описанием природы души и природы абсолюта. Настолько подробно раскрыта эта тема ,что для филосовских спекуляций не остаеться места. Причем в роли сказателя истины о душе, выступают как и святые мудрецы, так и Сам Господь Бог, который лично приходит на эту планету в начале каждой эпохи (Кали Юги) около 5000 лет назад с целью востановить знания Вед.
Так например в Ведическом эпосе Махабхарата, в разделе Бхишма-Парва главе 27, Сам Бог — Кришна(Всепривлекающий), пришедший на Землю в Своем изначальном облике, в беседе с великим воином Арджуной, говорит о душе следующиее:

«В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни, подобно тому как воздух переносит запахи. Так, получив одно материальное тело, оно затем оставляет его, чтобы получить другое.»

«Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти органы чувств расположены вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.»

» Глупцы не понимают, каким образом душа уходит из своего тела и как она, очарованная гунами материальной природы, наслаждается телом. Но тот, кто, обретя знание, прозрел, ясно видит все это.»

Трансценденталисты, неуклонно стремящиеся к цели и осознавшие свою духовную сущность, обладают таким видением. Но те, чей ум не развит, кто еще не постиг свою духовную природу, не могут разобраться в происходящем,даже если пытаются сделать это.»

«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее.»

В той же главе:»Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби.»

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.»

» О потомок Бхараты, того, кто пребывает в теле, невозможно уничтожить. Поэтому ты не должен скорбеть ни об одном живом существе.»

«Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром.»

» Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства.»

«Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о теле.»

» Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.»

» Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает.»

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.»

В Ведах так же упоминаеться размер души,которая на скнскрите называеться атма.

В Ведах «Шветашватара-упанишад» (5.9) об этом сказано так:
«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души». О том же самом говорится в другом стихе:
«Духовным частицам нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса».

В Ведах «Мундака-упанишад» (3.1.9) о размерах бесконечно малой души сказано следующее:
«Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу». Говорится также что душа обладает сознанием .

В Ведах «Катха-упанишад» (1.2.18) есть стих:
Душа исполнена знания, иначе говоря, она всегда обладает сознанием. Сознание — неотъемлемое свойство души.В данном стихе употреблено одно интересное слово випашчит, что значит «ученая» или «обладающая знанием».Т.е слово сознание состоит из двух слов «с» «знанием» .Знание являеться неотьемлимым свойством души. Так же в Ведах говорится что неотьемлимым качеством души являеться блаженство. «Анандамайо ‘бхйасат» (Веданта-сутра 1.1.12) В Веданта-сутре говорится, что мы, духовная душа, мы — исполнены блаженства. Это наша природа-анандамайа-блаженство. То есть, в своем изначальном состоянии, душа обладает тремя, основными свойствами -вечностью ,знанием и блаженством.

В Ведах Бхагавата Пуране 10.1 Тексте 42 говорится следующее :
«В момент смерти душа получает тело,соответствующее мыслям, переживаниям и желаниям ума, занятого кармической деятельностью. Иначе говоря, тело формируется умом. Смены тела происходят из-за непостоянства ума, а иначе душа могла бы оставаться в своем изначальном, духовном теле.

«Во вселенной существует 900 000 разновидностей тел, приспособленных к обитанию в воде, 2 000 000 видов растений, 1 100 000 форм насекомых и пресмыкающихся, 1 000 000 видов птиц, 3 000 000 видов животных и 400 000 человеческих форм. Всего на разных планетах вселенной насчитывается 8 400 000 различных форм жизни, и живое существо беспрестанно переселяется из одного тела в другое в зависимости от того, каких наслаждений ищет.»( Веды Бхагавата Бхагавата 2.9.2 )

В Бхагавата Пуране 4.29.60
есть такой стих :

» Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.»

В Махабхарате Бхагавад Гите 14:18 Кришна-Верховный Господь объясняет законы перевоплощения души:

«Те, кто находится под влиянием гуны благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на планетах типа Земли, те же, на кого влияет гуна невежества, попадают в адские миры».

В Ведах Бхагавата Пуране 4.29.75-77:

» В силу определенных процессов, проходящих в тонком теле, живое существо получает и оставляет грубые материальные тела. Это явление называется переселением души. В результате душа испытывает иллюзорные радости и печали, страх, счастье и горе.»

Веды Бхагавата Пурана 10.1.40 :

«Переползая с одного листа на другой, гусеница, прежде чем оторваться от того листа, на котором сидит, должна уцепиться за следующий. Подобно этому, прежде чем оставить свое нынешнее тело, живое существо должно обрести следующее, тип которого определяется его деятельностью в этой жизни. Причина этого в том, что ум является хранилищем всех желаний.»

В Махабхарате Бхагавад Гите 8:6-7 Кришна, Верховная Личность Бога сказал:

«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя тело, этого состояния он и достигнет в следующей жизни».
«Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только Меня, сразу обретает Мою природу. В этом нет никаких сомнений.»
Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты — Мой дорогой друг»

В Ведах Бхагавата Пуране 11.9.29 :

«Человеческая жизнь – редкий дар, обретаемый по прошествии множества жизней. Быстротечная, она чрезвычайно ценна, поскольку может стать началом духовного совершенства.»

В Брахма-Ваиварта-Пуране сказано:

«Человеческая жизнь столь ценна, что иногда даже Полубоги с высших планет добиваются возможности родиться в человеческом теле, потому что только человеческое тело позволяет возродить свои вечные отношения со Всевышним».

Учением о карме и реинкарнации красной нитью пронизаны все филосовские школы мудрости,без понимания которого,человеку практически невозможно адекватно понять, практически ничего из хитросплетений жизненных событий.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.