«Два ума» – статье Бхактисиддха̄нты Сарасватӣ 100 лет.

«Два ума» – статье Бхактисиддха̄нты Сарасватӣ 100 лет.

Есть два ума: духовный, вечный ум духа, и материальный, [временный] ум, обладающий материальными чувствами, мотивами и восприятием. Духовный ум [абсолютен] и не испытывает привязанность или отвращение к относительным объектам бренного мира плоти и забвения, а также не подвергается каким-либо изменениям в этом мире чувственных утех. Даже словом можно разбить или глубоко ранить материальный ум, но ничто не способно ранить или убить духовный ум.

Железный шар и огонь отличны друг от друга, но если шар поместить в огонь, то он обзаведётся качествами огня: станет излучать тепло, свет и поджигать другие объекты. Так и материальный ум изначально является безжизненной материей, но при соприкосновении с духовным умом заимствует у него активность и превращается в бешенного слона, который десятью чувствами беспорядочно мечется между добром и злом, правильным и неправильным, добродетелью и пороком, филантропией и гедонизмом.

Материальный ум не способен сидеть сложа руки и непрерывно превращает ад в рай, либо рай в ад. Ум подобен бревну в океане, которое приливы и отливы то прибивают к злу, то уносят к добру; то к правильному, то к неправильному; то к добродетели, то к пороку.

Один и тот же объект разные умы воспринимают по-разному. У каждого ума свой собственный взгляд на вещи. Что сегодня признает один ум, другие умы начнут отрицать, да он и сам завтра будет опровергать то, с чем был согласен ещё вчера, поскольку каждая жизнь – это череда сюрпризов и переживаний. То, что сейчас кажется однозначным фактом, по мере получения нового жизненного опыта, осыплется подобно осенней листве. Так ум меняет [как перчатки] формы и роли: Калькутта, Лондон, Нью-Йорк, королевский трон, президентское кресло – всё это мимолётно и вскоре развеется подобно туману.

Самый близкий человек ещё вчера вызывал у вас интерес, был подобен бескрайнему океану наслаждений, которых не испить, но теперь вы нащупали его берега, готовы перешагнуть через эту «лужу» и без сожалений забыть о нём навсегда. Пословица об этом гласит: «Сегодня король, а завтра – ноль».

Духовному уму не знакомо наваждение и смена состояний от сна к бодрствованию и обратно, в то время как материальный ум то спит и видит сны, то создаёт, поддерживает и разрушает воздушные замки, раздавая названия временным объектам и пространству. Иногда материальный ум увлекается мимолётными и презренными чувственными удовольствиями, иногда воздерживается от них и выбирает воображаемого бога или деревянного истукана для медитации и поклонения, чтобы достичь:

1. са̄локйа – пребывания на планете бога;
2. са̄мӣпйа – близкого общения с богом;
3. са̄рӯпйа – облика как у бога;
4. са̄ршт̣и – величия, равного богу;
5. са̄йуджйа (экатвам) – слияния с богом.

Ради этих целей он становится идолопоклонником или подобно карлику, протягивающему руку к небу, чтобы коснуться луны, имитирует своими чувствами вкушение сладких игр Верховного Господа в Его блаженной обители, отождествляя мираж с реальными объектами.

Один ум, подчинённый страстям и фантазиям, подверженный горю, скорби и несчастьям, может посчитать себя более свободным от них и протянуть руку помощи другому уму, страдающему точно так же. Но его умение отличать добро от зла, счастье от несчастья, дарителя от получателя, закон от беспорядка, Кто является Богом, а кто отличен от Него – это не что иное как череда ошибок, подобная прыжку из раскалённой сковороды в огонь или плаванию между Сциллой и Харибдой [морские чудища в др.-греч. мифологии].

Как маятник колеблется между двумя крайними положениями, так и материальный ум колеблется между рагой и двэшей (привязанностью и отторжением). Когда ум устаёт от еды и питья этого мира, от суеты в быту и на работе, он мнит себя пробуждённым и от неприязни убегает в затворничество ради попыток уничтожить нетленную и нерушимую энергию духовного ума, свести её к нулю, чтобы прекратить чувствовать, желать и сознавать. Но духовный ум никогда не соприкасается с мимолётными удовольствиями и болью, которые способны ранить материальный ум.

____
отрывок статьи Бхактисиддха̄нты Сарасватӣ Т̣ха̄кура,

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.