ГОСПОДЬ РАМАЧАНДРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ЦАРЬ

Когда Рамачандре сообщили, что Он будет коронован, что отец передаст Ему власть и престол, Рамачандра остался невозмутимым, Он сохранял спокойствие. Когда же Он услышал, что вместо коронации Он отправится в лес в изгнание на четырнадцать лет, Он остался таким же невозмутимым. Он не радовался, услышав о том, что Ему предстоит взойти на трон, и Он не печалился, когда услышал об изгнании — Он просто выполнял Свой долг. Ему сообщили о том, что Его долг изменился — «Ты должен отправиться в лес». Он не был опечален. И то и другое было для Него долгом. Он не был затронут мирской радостью, был свободен от мирской радости и мирской печали. И то и другое Он принимал как Свой долг.

карман̣й эва̄дхика̄рас те
ма̄ пхалеш̣у када̄чана[1]

Он не был обеспокоен. «Вместо того чтобы стать царем, Я стану изгнанником и отправлюсь в лес». Для Него не было никакой разницы между положением царя и положением изгнанника.

карман̣й эва̄дхика̄рас те
ма̄ пхалеш̣у када̄чана

Он пришел, чтобы подать нам такой пример Своим поведением и Своим отношением.

Возникли многие защитники. Например, Лакшман, который заявил: «Нет, Твой отец стар, он утратил рассудок. Ты не должен повиноваться его воле, такому указанию. Прикажи мне, и я устраню все препятствия на пути к трону».

Дашаратха, отец Рамачандры, пообещал Его мачехе, что выполнит любое ее желание. Она потребовала, чтобы Рамачандра отправился в лес, а вместо Него был коронован ее сын. Отец Рамачандры был вынужден исполнить ее желание. Он сказал: «Хорошо, Бхарата станет царем. Рамачандра отправится в лес». Но он не мог озвучить это указание, он был настолько опечален, расстроен, что не мог произнести ни слова. И некоторые говорили: «Твой отец не объявил свое желание». Однако Рамачандра возразил: «Нет, нет, таково желание отца. Мой отец дал это обещание, он взял на себя эту ответственность. Я должен принять это бремя, Я должен расплатиться с его долгами. Это мой долг перед Моей приемной матерью, долг Моего отца. Как сын, Я должен выплатить его».

Бхарата обратился к Васиштхе и другим религиозным законоведам с такой просьбой. Он сказал о существовании прецедента: «Я могу выступить в качестве представителя Рамачандры и могу отправиться вместо Него в лес. Рамачандра же станет царем». Васиштха и другие знатоки Вед согласились с этим: «Это законно». Однако Рамачандра сказал: «Ты питаешь ко Мне великую любовь, поэтому ты поступаешь предвзято в этой ситуации. О представителе можно говорить в том случае, когда человек не в состоянии исполнить свой долг. Я же в состоянии выполнить это. Поэтому нет необходимости в том, чтобы назначать представителя. Я вполне в состоянии исполнить Свой долг. Мне не нужны представители». Таким образом.

Б. Р. Шридхар Махарадж

_________
[1] Карман̣й эва̄дхика̄рас те, ма̄ пхалеш̣у када̄чана / ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр, ма̄ те сан̇го ’ств акарман̣и — «Следует выполнять свой долг бескорыстно, без желания личной выгоды. Ты не должен действовать, желая насладиться плодами своего труда. Но знание о том, что плоды деятельности не принадлежат тебе, не дает тебе права пренебрегать своими обязанностями» (Бхагавад-гита, 2.47).

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.