Варнашрама основана на дхарме

❓ ВОПРОС: Харе Кришна, Гуру Махарадж. Спасибо Вам большое за тему варнашрамы. Я хотел бы задать вопрос по поводу дхармы.
Как-то в одной из лекций Вы рассказывали об альваре, который грабил караваны и зарабатывал на строительство… И как бы часто в нашем обществе я вижу такие явления, что вот для Кришны мы можем делать не такие, конечно, но подобные вещи. И насколько здесь эти приоритеты – дхарма и служение Кришне, как правильно их расставить и насколько для нас подобный, допустим, пример может являться реально каким-то примером?
Должны ли мы, видя такое в себе и в других, реагировать на это и насколько важна сама по себе дхарма вот в этом контексте варнашрама-дхармы? Нужны ли, может быть, какие-то конкретные правила?

✅ ОТВЕТ: Варнашрама основана на дхарме. Варнашрама не может быть основана на адхарме. Тирумангай Альвар, он был альваром, он был человеком, который находится в другой сфере сознания. Если мы будем брать пример с Тирумангая Альвара, то альварами мы точно не станем.
Когда станете альварами, то тогда можете брать пример с с Тирумангая Альвара. Пока альварами не стали, то надо строго, неукоснительно придерживаться законов дхармы. Потому что законы дхармы – это внутренние естественные законы, и они делают наш ум спокойнее. Когда человек нарушает дхарму, его ум постоянно возбужден, беспокоен.
Любой человек, если он соврал, не может быть спокоен, у него все время будет внутри… ему самому противно будет. На самом деле, когда мы делаем что-то, когда мы нарушаем дхарму, нам внутри становится противно, гадко. Если мы съели лягушку, то нам стало гадко, и не потому, что лягушка плохая, а потому, что это противоречит нашей природе – лягушек есть нельзя. Если мы солгали, это все равно что если мы съели лягушку.
К сожалению, люди этот неприятный осадок от адхармы очень часто… Все ощущают этот неприятный осадок, неприятный осадок ощущает сам человек, который это делает, не важно, что он делает: ворует, прелюбодействует или занимается еще какими-то вещами – это противно, это неприятно, это гадко, это мерзко.
К сожалению, люди, для того чтобы загладить этот неприятный осадок, они начинают: они съели одну лягушку, им противно, они думают: «Надо еще несколько съесть». В конце концов привыкают, и уже не такими противными лягушки кажутся. Потом начинают пропагандировать, что, оказывается, лягушки – это нормально, очень хорошо и так далее. Таким образом, адхарма, она распространяется. Но это изначальное отторжение, тошнота, которая у нас есть, это безошибочная реакция, и Тирумангаем Альваром не надо прикрываться.
Еще раз – станете Тирумангаем Альваром, ради Бога, грабьте караваны. Но сначала надо стать Тирумангаем Альваром, сначала напишите хотя бы один гимн во славу Господа, причем так напишите, чтобы его потом еще несколько тысяч лет после этого пели. Потом во славу Господа можно какие-то другие вещи делать. Это не для нас, это не пример для подражания.
Поэтому очень интересную вещь говорит Шрила Джива Госвами. В «Бхакти-сандарбхе» он разбирает стих апичетсудурачаро бхаджате мам ананйабхак. В «Бхакти-сандарбхе» он говорит о садху, об общении с садху, и естественным образом сразу же вспоминается этот стих из «Бхагавад-гиты»: апичетсудурачаро… Кришна говорит: «Даже если человек совершает самые ужасные поступки, если его решимость правильно направлена по отношению ко Мне, его нужно… ты обязан его считать садху».
И, приводя этот стих, он говорит: «Да, этот человек садху, в этом нет никаких сомнений, но, когда ведические писания прославляют общение с садху, имеются в виду не такие садху». Это садху, но это не тот садху, с которым надо общаться, общения с таким садху надо избегать. Он садху, но вот ему на груди надо повесить табличку «Осторожно, злой садху» или, как это сказать, «Осторожно, не тот садху».
Шрила Джива Госвами говорит: «С такими садху общаться нельзя ни в коем случае. Такой садху не должен проповедовать». Он садху, у него есть еще какие-то привычки, у него есть еще какие-то проблемы внутри, но он решительно настроен, он идет, но он не тот человек, который должен задавать тон в обществе. Он не тот человек, к которому нужно обращаться с вопросами. Нужно уважать его издалека, на расстоянии, ну вот как особую категорию садху.
Чтобы сначала… нам нужно самим как-то исправиться, и для этого надо следовать естественным законам. Законы дхармы – это нечто в высшей степени естественное, это в высшей степени естественно, это не есть нечто противоестественное.
Поэтому есть четыре регулирующих принципа, в четырех регулирующих принципах есть сложный четвертый, но этот сложный четвертый – это секс в брачных отношениях, в законном освященном браке, и это, скажем так, минимальная формулировка этого принципа. Но все остальное, оно в высшей степени естественное. Наоборот, любое нарушение, оно само-собой воспринимается как неестественное.
Если мы находимся в обществе, где все это ценят… Когда я встретился с преданными, до какой-то степени познакомился с ними, я очень обрадовался, потому что я понял, что наконец-то я нашел общество, в котором не надо будет пить, в котором нет необходимости в этом. Для меня это было… Я никогда не мог понять, зачем они это делают – собираются и пьют какую-то гадость. Я до сих пор с преданными остаюсь хотя бы ради того.

© Бхакти Вигьяна Госвами

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.