ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ СИДДХАНТЫ

Дикша и качества гуру.
«Санскритское слово «дикша» состоит из двух слогов: «ди», который происходит от корня «дан», означающего «давать духовное знание» (дивйа-гйана); и «кша» — от корня «кшайа», означающего «разрушать греховную деятельность». Дикша — это процесс, благодаря которому обусловленная душа обретает трансцендентальную мудрость и освобождается от грехов». (Вишну-йамала)
Дикша — это процесс духовного посвящения, с помощью которого гуру передает ученику трансцендентальное знание. Дикша освобождает от предыдущих плохих склонностей и связей. Личность начинает новую жизнь, пробудившись в духовном сознании. Давая дикшу, Шри Гуру милостиво ослабляет зависимость от майи, насыщает сердце ученика трансцендентальной энергией и пробуждает в нем осоз-
нание его вечных взаимоотношений со Шри Хари.
«Дикша — это религиозная процедура, дарующая дивйа-гйану или трансцендентальное знание и полностью разрушающая «папу» (грех), «папа-биджу» (семя греха) и «авидйю» (невежество). (ХБВ)
Дивйа-гйана — это трансцендентальное знание, содержащееся в мантре, которая проявляет форму и тождество Верховного Господа (бхагават-сварупа), а также дает знание об определенных отношениях садхаки с Господом (самбандха-гйана).» (Бхакти-сандарбха,anuc& 283)
Давая Гопала-мантру (Кришна-мантру), духовный учитель рассеивает неприязнь дживы по отношению к Господу и направляет ее внимание на служение Ему. Он дает ученику трансцендентальное знание о Верховном Господе, живом существе и иллюзорной энергии. Благодаря этому знанию все грехи и невежество ученика полностью уничтожаются. Процедура дикши длится не один день; скорее она начинается со дня инициации.
На Голоке Вриндаване даже флейта Кришны принимает мантра-дикшу.

сад-вамсатас тава джаних пурушоттамасйа
панау стхитир муралике сараласи джатйа
касмат твайа сакхи гурор вишама грихита
гопангана-гана-вимохана-мантра-дикша

«Шримати Радхарани сказала: «Моя дорогая подружка флейта, ка-
жется, что ты рождена в очень хорошей семье, поскольку ты пребы-
ваешь в руках Шри Кришны. С самого рождения ты проста и чужда не-
честности, почему ты тогда приняла инициацию в эту опасную ман-
тру (мантра-дикша), которая очаровывает всех собравшихся гопи?
(Чч. Антйа 1.162)

Качества гуру.
От кого я должен принять мантра-дикшу? В Крамадипике утверждается, что мантры должны быть приняты от преданного Кришны, достигшего уровень уттама-махабхагаваты, знающего шастры и вайшнавскую сиддханту. В Бхактавали говорится, что квалифицированный гуру должен быть чист в своих делах и обладать характером святого человека. Он должен быть свободен от гнева, гордости и всех материальных желаний. Он должен знать ведические шастры, его речь должна быть приятной, он должен обладать привлекательной наружностью, быть исполнен сострадания и доброжелательности по отношению к другим людям. Он должен быть умиротворен, поклоняться Радхе и Кришне, быть полностью вовлечен в служение Им и привязан к повторению харинамы.
В Вишнусмрити говорится, что духовный учитель, требующий от учеников прославления, богатств и комфорта, не достоин называться гуру. Духовный наставник должен иметь двадцать шесть качеств преданного, быть свободным от материальных желаний, погруженным в чистое преданное служение Кришне и способным разрушить все сомнения ученика, основываясь на совершенной логике и на здравом смысле. В Таттвасагаре говорится, что мантра-дикша никогда не должна приниматься от личности ленивой, жадной или привязанной к удовлетворению чувств.
«Шри гуру — это учитель, утвердившийся в брахмане (брахма-ништхам). Он — осознавшая себя душа, рассеивающая невежество. Он прост, честен, смиренен, безмятежен, свободен от ложного эго и вечно связан с Богом. Вожделение, гнев, жадность, зависть, высокомерие и заблуждение (шесть врагов обусловленной души) полностью преобразованы в любовь, сострадание, благожелательность, бла-
гоприятность, бескорыстную деятельность и прощение. Он — воплощение всех великих достоинств.
«Он знает и живет в соответствии с духом шастр. Он следует и почитает учителей прошлого и, придерживаясь традиции, объясняет ее значение в соответствии со временем. Он — свет, указывающий путь, он живет на высочайшем уровне сознания Кришны. Его желания неотделимы от желаний Господа и он действует в соответствии с таковыми. Он строго следует образцовому пути дхармы. Он — сострадательный отец и благожелательная мать своих учеников. Он проявляет свою любовь ко всем, включая растения, животных и неодушевленные объекты.
«Он любит служить. Он учит, и сам следует тому, чему учит. Он
живет и любит во имя Верховного Господа. Его слова исполнены мудрости. Он подобен ребенку и всегда счастлив, поскольку утвердился в истине. Двойственности не влияют на него. Тепло и холод, удовольствие и боль, потеря и приобретение — между ними нет разницы. Контролируя тело, ум и речь, он не зависит от удовольствия, доставляемого каким-либо объектом. У него нет предубеждений, он
также не отвлекает своего ума от Божественного для того, чтобы судить других. Спасая людей от греха, он с любовью ведет их, дружески поддерживает и защищает. Он дарует все благословения и сокровище Кришна-бхакти. Чистая любовь к Богу источается из каждой поры его тела. Внутри себя он наслаждается непрерывным праздником блаженства и дает это блаженство всем, кто его ищет». (ГВМ, адоптированное изд.)
В Хари-бхакти-виласе Шрила Санатана Госвами описывает обычные
и дополнительные качества истинного духовного учителя.

Обычные качества:
«Духовный учитель знает Веды и бхакти-шастры, такие как Шримад Бхагаватам. Он разрушает сомнения в своем ученике и помогает ему обрести веру. Он осознает славу Кришны — как благожелателя, защитника, эту славу он неразрывно связывает с Его преданными. Благодаря твердой вере и поклонению Господу он осознал Верховную Личность Бога. Благодаря своей чистоте и преданию, он обрел потенцию милости Кришны (крипа-шакти-мурти). Поэтому духовный учитель уполномочен проливать милость на своих учеников и вести их по пути бхакти.
«Он обрел милость своего гуру, предавшись его лотосным стопам.
Он полностью умиротворен, совершенно подчинен Кришна-бхакти. Он отдал свое сердце Кришне. Его тело свободно от болезней и неполноценностей. Он контролирует свои чувства и победил шесть врагов, именуемых вожделение, гнев, жадность, зависть, сумасшествие и иллюзия. Он обрел благословения садху, он знает безукоризненный путь Вед и всегда находится в трансцендентном сознании (брахма-ништха). Благодаря своей преданности он глубоко привязан к Кришне.» (ХБВ 1.32.-35)

Дополнительные качества:
«Гуру, родившийся в чистой семье; безгрешный и безукоризненный; обладающий хорошим поведением, относящийся к определенному ашраму, свободный от гнева, знающий Веды и все другие писания, обладающий верой, несклонный искать недостатки, чьи слова приятны для слуха, молодой, привлекательный на вид и со вкусом одетый, занятый деятельностью на благо всех живых существ, не совершаю-
щий насилия, разумный, лишенный гордости, удовлетворенный, благодарный, чистый сердцем и милостивый, способный определить трансцендентальную истину, наделенный отеческой любовью, опытный в совершении пуджи Верховному Господу, нежно относящийся к своим ученикам, умеющий наказывать и награждать и знающий все виды аргументов и контраргументов — такой гуру представляет собою океан славы.» (ХБВ 1.38-41)
Любой преданный, наделенный такими достоинствами и исполненный отеческой любви к своим ученикам может действовать как истинный гуру. Такой духовный учитель способен разрушить препятствия в бхаджане ученика, благословить его премой и привести его к лотосным стопам Радхи и Кришны.

Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.