АРЧАНА — ХРАМ В КАЖДОМ ДОМЕ — СВЕТОЧ ПАНЧАРАТРЫ

Раздача и почитание прасада (прасада-сева).
Шри Гурв-аштака (4)утверждает: Духовный, учитель всегда предлагает четыре вида изысканной пищи (которую лижут, жуют, пьют и сосут). Когда духовный учитель видит, что преданные удовлетворены вкушением бхагават-прасада, он удовлетворён. Я предлагаю мои почтительные поклоны лотосным стопам такого духовного учителя.”
Предложение первоклассной пищи Господу — это основная часть поклонения Божеству, остатки которой становятся прасадом, или милостью Господа После того, как Господь примет подношения, его следует раздать сначала ближайшим спутникам Господа и духовному учителю, затем Вайшнавам и наконец всем гостям.
Как раздавать прасад и как почитать его — это важные элементы Вайшнавской культуры. Кришна и духовный учитель очень довольны не только, когда пища правильно приготовлена и преложена, но также когда полученный прасад красиво роздан и почтительно прославлен. Шрила Прабхупада очень заботился, чтобы прасад был высшего качества и чтобы преданные и посетители были накормлены “роскошно”. Он установил Воскресный Пир Любви, как неотъемлемую часть программ каждого храма; его стремлением было дать каждому — преданным и прихожанам — нектарный вкус сознания Кришны.
В своих комментариях к Бхагаватам, Шрила Прабхупада пишет: “Необходимо проявить своё сострадание к невежественным живым существам раздачей прасада. Распространение прасада невежественным массам людей есть основа для людей, делающих подношения Личности Бога“. (Бхаг., 3.29.24, комментарий. )
В нашем движении санкиртаны или движении Харе Кришна, мы предлагаем роскошный прасад Божеству, а затем раздаём этот прасад брахманам, Вайшнавам, а затем остальным людям“. (Бхаг. ,7.14.17, комментарий.) И в своей Чаитанйа-чаритамрите он пишет:
Люди, которые пришли посмотреть Божество Гопала, принесли все виды пищи чтобы предложить Божеству. Они принесли всю пищу, что имели в запасе и они пришли к Божеству не только чтобы принять прасад самим, но чтобы раздать его другим. Движение сознания Кришны энергично признаёт эту практику приготовления пищи; и предложения её Божеству и раздачи её всему населению. (Чч, Мадхйа, 4.33, комментарий.).

Раздача прасада.
• В идеале, прасад должен раздаваться инициированными Ваишнавами. Вы должны быть чисты умом, телом, привычками и одеждой и совершать своё служение быстро, совершенно и эффективно. Насколько возможно, избегайте громких разговоров и неприятных звуков.
• Следите, чтобы блюда, предназначены раздаваться горячими, были на самом деле горячими (но не подогретыми после остывания!), и чтобы все блюда для раздачи либо присутствовали, либо прибывали к раздаче в должное время. Вы должны знать правильный порядок раздачи различных блюд. ( см. “Прославление прасада” ниже).
• Раздаточная утварь не должна даже касаться тарелок иди рук тех, кто ест, ибо это осквернит вас и раздаточную утварь. В этом случае, вымойте ваши руки и осквернению утварь перед продолжением раздачи прасада. Мягко сложите прасад на свободное место в тарелке (не на соль например). Не раздавайте прасад непосредственно в руки почитающих прасад, кроме случаев, кoгда вы раздаёте не пищу, а маленькие порции маха-прасада.
• За исключением раздачи сладостей, воды или другого напитка, или сухих предметов, вы должны раздавать прасад ложкой.
Используйте только правую руку для раздачи прасада, и не касайтесь ничего нечистого (рта, стоп, волос или нижней части тела.)
Вы не должны зевать, чихать или плевать. Раздаточная посуда не должны касаться ни чьих стоп.
• Раздавать можно понемногу, но когда у гостя заканчивается блюдо, вы должны предложить добавку, будьте щедры, давая гостям столько, сколько они хотят. Гость не должен оставаться с пустой тарелкой за исключением конца приёма пищи. Вы или хозяин можете описать прекрасные качества предлагаемого блюда, чтобы побудить гостя съесть больше. Каждому в группе следует предложить те же блюда. Когда группа людей принимает прасад вместе, никому не следуют предлагать чего-либо, что не предложено кому-то ещё. Те, у кого особая диета, должны есть отдельно. Также если в собрании присутствуют дети, их следует обслужить первыми.

Порядок раздачи пищи.
Когда Гаудийа Вайшнавы раздают прасад, они начинают основную еду с горьких продуктов, таких как шукта и шпинат, следом идут дал и жареное (такое как пакоры или жареный картофель). Затем они подают другие овощные блюда (сабджи), переходя от лёгких сабджи к богатым и от влажных к сухим. Затем, снова подаются богатые влажные сабджи в сопровождении райт и чатни. На конец, они подают сладости, двигаясь от менее к более сладким. Рис и чапати должны раздаваться с самого начала и добавляться по требованию, пока в почитании прасада не закончится все сабджи. Если возможно, чапати должны подаваться горячими. (См. Приложение, стр. 199 о порядке подачи пищи в Гуджарати.)

Почитание прасада.
Вы должны быть чистыми, когда принимаете пищу, иметь чистые руки, стопы и рот. Также ваша шикха должна быть завязана, голова непокрыта (для мужчин) и стопы открыты. Вы должны есть в чистом, просторном, мирном месте. Если возможно, избегайте есть в транспорте. Не ешьте на сандхйи (восход, полдень или закат), перед купанием или перед совершением Гайатри джапы, или перед утренним поклонения: Божеству. Также не ешьте до тех пор, пока пища от предыдущего приёма ни переварилась.
Еште со скрещенными ногами, а не вытянутыми, и не держите тарелку на коленях. Айур-веда рекомендует сидеть на полу (или на асане) принимая прасад, со скрещенными ногами для облегчения переваривания. Однако те, кому за пятьдесят, могут есть сидя за столом.
Если кто-то входит в комнату, где вы принимаете прасад, немедленно пригласите его присесть и поесть.

Выражение уважения к прасаду.
В своей Чайтанйа-чаритамрите (Антйа, 11.20, комментарий) Шрила Прабхупада пишет:
Маха-прасад неотличен от Кришны. Поэтому маха-прасад нужно не есть, а почитать. Здесь сказано, карила вандана -/Харидас Тхакур/ возносит молитвы. Принимая маха-прасад, не следует считать пищу обычным блюдом. Прасад означает “милость”. Необходимо считать маха-прасад
милостью Кришны.
Перед началом еды, вы должны осмотреть прасад и выразить своё почтение ему помня, что это есть милость Господа. Шрила Прабхупада пишет: “Никто не свободен действовать свободно и независимо и потому, следует свегда просить разрешения Господа действовать, есть или говорить, и по благословению Господа, всё сделанное преданным стоит, вне принципа четырёх недостатков, свойственных обусловленным душам. “ (Бхаг ,2.4.4, коммент.)
Вы должны прославить прасад Господа, воспевая следующие молитвы:
маха-прасаде говинде нама-брахмани вайшнаве
свалпа-пунйа-ватам раджан вишвасо наива джайате
Вера в маха-прасад, Шри Говинду, Святое Имя и Вайшнавов, у тех, чей благочестивый запас мал, О, царь, никогда не возникнет. (Махабхарата).

Прасада-сева.
Воспевая эту молитву (из Гитавали Бхактивиноды Тхакура) можно прославить прасад в настроении служения, а не чувственного наслаждения:
бхаи-ре!
шарира абидиа-дкал, джодендрийа тахе кал
джибе пхеле бишаиа-сагоре
та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати
та’ке джета катхина самсаре
кршна баро дойамои, карибаре джихва джай
сва-прасад-анна дило бхай
сей аннамрта кхао, радха-кршна-гуна гао
преме дако чаитанйа нитаи
О, братья!
Это материальное тело есть комок невежества, и чувства — это сеть путей, ведущих к смерти. Так или иначе мы пали в океан материального чувственного наслаждения и из всех чувств язык — самый жадный и трудноконтролируемый. Очень трудно обуздать язык в этом мире,
но Ты, дорогой Кришна, очень добр к нам, чтобы помочь нам обуздать язык .Ты послал этот прекрасный прасад. Поэтому давайте принимать этот прасад до полного удовлетворения и прославлять Их Светлости Шри Шри Радху и Кришну и в любви взывать о помощи Господа Чаитанйю и Прабху Нитйананду.

Правила вкушения и питья воды.
Когда два или более человек прославляют прасад вместе, они не должны обсуждать материальные дела. Любое обсуждение должно находиться в свете беседы, касающейся сознания Кришны и почитания прасада. Если преданные внимательны, один преданный, который не ест, может громко читать из шастр во время еды. Во время еды и питья не производите неприятных звуков и не ищите недостатков во вкусе прасада.
Используйте только пять пальцев правой руки, чтобы касаться и отправлять пищу в рот. Есть пальцами рекомендовано, потому что процесс пищеварения начинается с ощущения пищи касанием пальцев.
Левая рука должна использоваться только для подъёма чашки с водой, и то, если вы можете наливать воду в рот, не касаясь чашкой губ. Ломайте большие предметы, такие как чапати и пури пальцами правой руки, а затем кладите маленькие кусочки в рот. Не употребляйте большие предметы, поднося их ко рту и откусывая своими зубами. Следующее касаются того, как пить воду: Когда ваша правая рука чиста, (перед едой) используйте её, чтобы держать чашку и лить воду в рот так, чтобы чашка не касалась ваших губ. Во время еды ваша правая рука касается рта, поэтому вы должны брать чашку левой рукой и лить воду в рот не касаясь губ. Если из чашки не льётся как следует, держите её в правой руке и пейте используя губы.

Количество еды.
Переедание вызывает болезни и сокращает длительность человеческой жизни. Оно также задерживает духовное продвижение, порождает грех и делает человека объектом критики. Шрила Прабхупада пишет:
В Кали-йугу продолжительность жизни сокращается не столько из-за недостаточного питания, столько из-за нерегулярных привычек. Придерживаясь регулярных привычек и потребляя простую пишу, любой человек может сохранить своё здоровье. Переедание, перенаслаждение чувств (чрезмерная зависимость от милости других и искусственный стандарт образа жизни истощает жизнеспособность человеческой энергии. Поэтому продолжительность жизни сокращается.
(Бхаг ,1.1.10, комментарий. ). Иногда обнаруживается, что инициированная личность под именем прасада ест очень изысканию пищу. Из-за своей прошлой греховной жизни, он становится причвлёчённым Купидоном и жадно ест хорошую пищу. Ясно видно, что когда неофит в сознании Кришны ест слишсом много, он падает. (Бхаг.,4.26.13, комментарий.).В идеале, вы должны есть столько, чтобы половина вашего желудка заполнялась едой, четверть водой и остальное воздухом.

После еды.
Можно воспевать према-дхвани в конце еды, перед тем как вставать и расходиться. После окончания еды и ожидая, когда другие закончат, вы можете громко воспевать различные шлоки и молитвы, прославляющие Господа. Перед вставанием, из уважения к остальным, кто продолжает есть, все личности в ряду должны подождать, когда остальные в этом ряду закончат. Это правило предназначено создать атмосферу уважительного общения во время почитания прасада; предложение и принятие прасада — это два из шести видов любовных обменов среди преданных (см. Упадешамрита 4) и поэтому мы должны стараться создать атмосферу, насколько возможно подходящую для благоприятного общения. Не исключено, что это правило окажется нецелесообразным в проведении проповеднической миссии. В нормальной ежедневной или выездной программе никто не должен чувствовать, что эти правила препятствуют его проповеднической деятельности. Но по крайней мере на пиру, это правило следует принять к сведению. Принимая пищу вы оскверняетесь; поэтому перед тем, как делать что-нибудь после еды, вы должны очиститься. Встав после еды, вымойте руки не откладывая, затем вымойте рот как минимум три раза и наконец омойте стопы. Не принимайте отдых и не занимайтесь тяжёлой работой сразу после еды. Вы должны поддерживать спокойное состояние ума, как вы делали во время еды, вспоминая о Господе, воспевая Его имя и обсуждая Его игры.

Неосквернённые и осквернённые остатки.
В письме Шрила Прабхупада пишет:
Что касается остатков прасада, их всегда следует принимать, если они не испорчены и их не касались больные люди. Мы никогда не должны выбрасывать Кришна-прасад. Лучше всего готовить столько, сколько нужно и затем давать каждому то, что он хочет… Таким образом, ничто не будет выброшено и каждый будет удовлетворён. (Письмо Шрилы Прабхупады, 27 ноября 1971)
Не считайте, что карми принимают как прасад. Не следует давать карми слишком, много, чтобы потом это выбрасывать. (Письмо Шрилы Прабхупады 4 августа 1975)
Сразу после еды место приёма пищи должно быть тщательно вымыто с водой, так как место становится нечистым. Шрила Прабхупада пишет:
Дело в том, что вы должны содержать всё очень чистым. Это первое дело. Каждая комната должна быть чиста как зеркало. Комнату нужно мыть сразу же после принятия прасада; иначе вы приглашаете крыс. (Письмо Шрилы Прабхупады 20 октября 1973).
В то время как нама-сева, туласи-сева, шастра-сева и прасада-сева совершаются ежедневно (нитйа), следующие три типа служения, а именно, вайшнава-сева, атитхи-сева и дхама-сева, совершаются либо ежедневно, либо эпизодически (наймиттика).

Метки:
Choose your Reaction!
Leave a Comment

Your email address will not be published.